Психосоциальные нарушения у детей могут проявляться депрессией, тревогой, психосоматическими расстройствами, изменением поведения (пассивно-агрессивное) или снижением успеваемости в школе. Дисфункции могут проявляться как изолированно в любой из этих областей, так и во всех одновременно.
Психосоциальные нарушения могут быть обусловлены многообразными физическими или эмоциональными стрессовыми факторами, например врожденными уродствами, физическими недостатками, несовместимыми и противоречивыми воспитательными мерами, семейными конфликтами, унижением и пренебрежением, всепрощением, хроническими заболеваниями и др.
Некоторые факторы не вызывают, однако, появления специфической симптоматики или развития заболеваний; по своей природе психосоциальные нарушения у детей скорее всего многофакторны и их характер зависит от многих переменных, в том числе от темперамента, уровня развития, характера и длительности действия стрессового фактора, статуса и адаптационных способностей семьи.
В основном хронически действующий стресс или серию стрессовых ситуаций ребенок переносит труднее, чем единичный вызывающий стресс эпизод. Дети могут реагировать на действие травмирующего их события сразу либо с задержкой, если эти реакции проявляются в периоды повышенной уязвимости психики ребенка.
Рекомендации врача в отношении периода стресса могут существенно помочь ребенку и членам его семьи достичь более положительных результатов.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов