Врач должен избегать преждевременных выводов даже в тех случаях, если первоначальное описание родителями их проблем дает ему достаточно четкое представление. Пока врач остается внимательным слушателем, накапливающим новую и важную информацию, родители и, по-видимому, ребенок начинают чувствовать себя более уверенно и подготавливаются к тому, чтобы ответить на вопросы врача.
Значимость данных должна оцениваться в рамках социально-культурного уровня семьи. Важно, чтобы врач не использовал свою личностную систему оценок или свой стиль жизни для оценки поведения членов семьи, их успехов или неудач. Их собственные чувства, фрустрации, тревоги, неудачи являются более значимыми показателями необходимой помощи. При проведении обследования важно выделить основную проблему.
Например, родителей может беспокоить ночное недержание мочи, которым ребенок страдает уже, возможно, в течение многих лет. Тогда следует выяснить, почему они обратились к врачу по этому поводу только теперь, и определить, не скрывается ли за этим более серьезная, нераспознанная, причина.
Иногда врач, собрав и оценив соответствующие данные, может сделать заключение, что все проблемы родителей отражают естественные колебания функций в пределах нормы. В таких случаях необходимо определить, какие личностные, семейные, социальные или культурные соображения заставили родителей смотреть на поведение своего ребенка как на серьезную проблему.
Затем следует определить, какого рода «перевоспитания» они хотели бы достичь, для того чтобы почувствовать удовлетворение и не покинуть врача с чувством сохранившейся тревоги.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов