Беседа с ребенком с профессиональной точки зрения должна проводиться с соблюдением определенных правил.
1. С детьми не следует говорить в снисходительном тоне, беседовать с ними надо так, как обычно говорит врач со своими пациентами.
2. Не следует давать понять детям, что их чувства, мысли, заключения или идеи «детские».
3. Не следует смеяться в ответ на высказывания ребенка, если нет уверенности в том, что он обладает чувством юмора.
4. Не старайтесь рассмешить ребенка. Эти «штучки» предпочтительнее сохранить для тех детей, которых врач хорошо знает и которые хорошо знают врача: дети хорошо знают разницу между врачом и веселым человеком.
5. Никогда не следует поддразнивать ребенка, если врач не знает его хорошо и если ребенок в свою очередь не знает, что он тоже может подшучивать над врачом.
6. Начальные и случайные «стычки» с детьми младшего возраста можно часто смягчить, если снизить голос до шепота, который дети рассматривают как более конфиденциальный или убедительный. Дети в этом случае тоже отвечают шепотом.
7. С детьми в возрасте старше 3 — 4 лет можно уже в обычной форме обсуждать симптомы их заболевания, диагноз и лечение, естественно, в терминах, которые они могут понять.
8. Никогда не следует обсуждать в присутствии детей, находящихся в больнице и которые могут знать значения многих терминов и процедур, их заболевание и лечение.
9. Если ребенок отказывается от сотрудничества в лечении в условиях поликлиники или больницы, то в качестве первого предложения следует рассмотреть возможность того, что его негативизм или сопротивление обусловлены чувством страха.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов