Замена врачём некоторых фраз
Врач должен выявить и оценить свои собственные дежурные фразы и заменить их, если они не способствуют облегчению общения.
В некотором смысле новая форма также представляет собой набор привычных вопросов и ответов, но она должна быть неожиданной и результативной:
1. «Я постараюсь понять твои соображения по поводу мысли (чувства, поведения). Может быть ты объяснишь их?»
2. «Неприязнь (ненависть) Вашей дочери (матери, мужа) по-видимому, очень неприятное чувство. Как это действует на Вас?»
3. «Не каждый смотрит на насморк таким образом. Как по-вашему, отчего это?»
4. «Существуют противоположные мнения в отношении гиперактивности (приучение к туалету, половое воспитание) и часто для родителей трудно выбрать какой-то один подход, наиболее подходящий, однако многие из них достигли успеха. Вы можете и не найти абсолютно правильного подхода, но должны попытаться сделать это».
5. «Я настоятельно рекомендую Вам…» (Заметьте, что строгий и настоятельный тон врача, дающего профессиональные рекомендации родителям в отношении здоровья их ребенка, не представляет собой ошибки, но делать это нужно четко и прямо без каких-либо унижающих достоинство врача атрибутов, таких, как дежурные фразы, хмурый вид, повышение голоса, напыщенность, покачивание пальцем и другие жесты.)
6. «Я знаю, что в голове у Вас не укладывается то, что у Вашего сына лейкоз. Вы хотели бы узнать, что иногда помогает в этих случаях?»
7. «Попытайтесь игнорировать его постоянные надоедания. Если Вы этого не сможете, то следует рассмотреть другие возможности».
Большой запас альтернатив и возможность экспериментировать позволяют быть более независимым и иметь большую свободу действий в смысле широты выбора, что способствует контактам и сотрудничеству. Успешное использование альтернатив позволяет слушающему почувствовать, что его позицию уважают даже в тех случаях, если сообщение является предметом разногласий.
Многие врачи считают, что запись на магнитную ленту их беседы с больным или разговора с домашними или друзьями помогает выявить фразы, оттенки голоса, которые они хотели бы изменить или от которых хотели бы избавиться. Они практиковались, произнося вслух альтернативные фразы, которые затем предлагали прослушать другим, прослушивали сами.
На первый взгляд эта процедура излишня и затруднительна, в какой-то мере напоминает обучение игре на музыкальном инструменте, на самом же деле она помогает «переучиться» после многих лет использования неправильной техники.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов