Site icon Medkurs.ru

Форма беседы (Вопросы)

1. Ставят отвечающего в оборонительную позу, например: «Почему?», «Что заставило тебя так думать?»

2. Тонко или грубо подвергают сомнению правдивость отвечающего, например: «Ты в действительности веришь в это? Каждый знает это. Это же бабушкины сказки».

3. Могут оказывать моральное давление на чувства или мнение отвечающего, например: «Хорошие мальчики не могут так относиться к своей матери (отцу). Я не могу себе представить никого, кто бы так относился».

4. Утверждают или подразумевают, что говорящий пользуется положением более умного человека и получает от этого удовольствие, акцентируя на том, что отвечающий только в том случае достигает успеха, если начнет думать, чувствовать и действовать как говорящий, например: «Я бы на твоем месте… Почему бы тебе..?»

5. Отличаются покровительственным, формальным, снисходительным характером, например: «Не переутомляйся. Не напрягайся. Учись расслабляться».

В целом эти фразы подчеркивают неравенство в отношениях. Говорящий выступает в традиционной роли сильного: врача, родителя, учителя или взрослого, поучающего ребенка. Эти слова и фразы обычно сопровождаются соответствующим тоном голоса, жестами, выражением лица и позой и предназначаются для предупреждения или убеждения слушателя не допустить ошибку или не совершить дурного поступка или глупости, а также для того, чтобы слушатель изменил свои мысли, чувства и поступки в направлении, указываемом говорящим.

Если слушающий чувствует себя при этом задетым, обиженным, беспомощным, подавленным, опустошенным, раздраженным, злым или (редко) смешным или шутом, то такие поучения будут мало-результативными или вообще безрезультатными.

«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов

Exit mobile version