Форма беседы
Различия между содержанием и процессов общения требуют дальнейшего раскрытия понятия содержания или сообщения. Использование слов в качестве носителей содержания заставляет обратить внимание на форму беседы. Влияние невербальных компонентов на значение сообщения было рассмотрено, точно так же определенный набор слов может подчеркивать отдельные аспекты сообщения.
Определенные слова или фразы в соответствии с их обычным значением могут затруднить общение, в то время как другие слова или фразы, передающие то же сообщение, могут существенно облегчить общение и способствовать получению положительных результатов.
Например, мать может сказать своей 6-летней дочери: «Почему ты сделала это?» С другой стороны, по этому же поводу она может сказать: «Из каких соображений ты это сделала?» или «Что заставило тебя это сделать?».
Если мать преследует цель узнать: «Почему?», то первый вопрос семантически вполне адекватен. С другой стороны, уничижительный оттенок такого вопроса обусловливает обычно малоэффективность его при начале и продолжении общения по сравнению с другими вариантами, содержащими тот же вопрос, но оформленный словами, обеспечивающими более продуктивный или процессориентированный диалог.
Первая форма приведенного вопроса принадлежит к большому набору дежурных фраз, которые мы выучили будучи детьми, многообразна по смыслу, заключенному в одних и тех же словах. Мы пользуемся этими традиционными фразами или вопросами для общения с новым поколением детей. Эти фразы могут оказать разное воздействие.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов