Медицинский опрос
К наиболее обычным процедурам в медицине относится медицинский опрос, но природа его еще плохо определена. Беседа врача с больным представляет собой не просто сбор данных об истории заболевания и тем более не перекрестный допрос больного.
Это прежде всего рабочее содружество между врачом и больным, направленное на организованный обмен клинически значимой информацией. Больной ищет помощи, а врач, обладающий знаниями и опытом, облечен правом оказания этой помощи. Полезнее рассматривать медицинский опрос как основное средство вовлечения больного в активную борьбу за его здоровье.
Одним из наиболее используемых в практике большинства педиатрических учреждений способом клинического опроса является простой сбор медицинских данных, помогающих выявить признаки и симптомы настоящего заболевания, характер течения предыдущих заболеваний, сведения о семье и провести обзор по системам органов.
Другие аспекты жизни пациента, такие, как психосоциальные характеристики, часто занимают незначительное место в медицинском опросе. Врачи пытаются найти пути использования медицинского осмотра для оценки эмоционального состояния пациентов, их реакций на стресс, уровня их самопонимания и системы оценок, характера личностных отношений и способности преодолевать трудности, а также найти ключ, который мог бы указать на отклонения психосоциального развития.
Искусство проводить опрос требует от врача определенной мотивации, навыка и длительной практики, от него зависит эффективность опроса. Навыки проведения опроса развиваются в течение всей профессиональной деятельности врача. Обычно на них не обращают должного внимания в медицинских институтах, считают, что они важны только для врача-психиатра или будут освоены после окончания института.
Развитие навыка проводить беседу с пациентом облегчается, если студенты-медики имеют возможность практиковаться с «модельным» больным: провести опрос и прослушать запись его с «модельным» и реальным пациентом, причем в присутствии компетентного преподавателя или консультанта.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов