Реальное восприятие смерти
Только становясь старше, дети начинают реально понимать, что такое смерть, воспринимать ее как универсальный и необратимый биологический процесс. Врач может помочь ребенку в течение трудного периода разлуки с родителями, смерти их или братьев и сестер в первую очередь тем, что должен объяснить взрослым, находящимся в горе, что ребенку не очень полезно видеть своих близких так безутешно скорбящими.
В случае смерти одного из родителей ребенок нуждается в поддержке и успокоении со стороны оставшегося родителя или лиц, воспитывающих его. Важными составляющими такой поддержки являются близкий физический и эмоциональный контакт, объяснение и успокаивание ребенка, не понимающего серьезности момента.
Не следует ожидать от ребенка инициативы или вовлекать его в беседу о всех его переживаниях или пересказывать его реакции на смерть родителей, рассматривать продолжение его обычной активности как неуважение к памяти родителя или бесчувственность.
Это следует рассматривать как способ, с помощью которого ребенок преодолевает событие, являющееся для взрослых катастрофой. Более того, не следует смотреть на ребенка как на поддержку в горе родных. В большинстве случаев, по-видимому, невредно для ребенка участвовать в ритуалах, связанных со смертью и похоронами.
Ребенок младшего возраста может присутствовать на похоронах, но желательно, чтобы эта церемония не переутомляла его. Устранение детей под предлогом охраны их психики может быть не совсем правильно и принесет больше вреда, чем пользы.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов