Инструктируя подростков, врач обязательно должен учитывать взаимоотношения их с родителями и сверстниками. В раннем подростковом периоде могут наблюдаться колебания между попытками добиться полной независимости и крутым поворотом к открытому или закамуфлированному желанию зависеть от родителей.
Подростки апробируют новые идеи и отношения и пытаются обновить старые отношения с родителями, выиграв при этом что-то новое и отличное от старых. Подростковый период специалисты западных стран рассматривают как «репетицию» взрослых ролей, и естественно, что ранние попытки ее могут быть неуклюжими, с большими преувеличениями, не удовлетворяющими ни самих подростков, ни окружающих.
Одной, возможно, главной, задачей врача является убеждение подростков и часто родителей в том, что они вступают в фазу отношений. И подростки, и родители должны понять и смиряться с мыслью, что они становятся участниками процесса отделения детей от родителей, что наступает заключительная фаза процесса, начавшегося с момента рождения ребенка.
Изменение отношений, до того более тесных, время от времени будет проявляться в виде тревоги и угнетенного состояния родителей. Родительские установки могут быть либо дающими свободу, либо направленно ограничивающими.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов