Подростковый возраст представляет собой период активных физических и психосоциальных процессов развития, который у детей западных стран начинается в возрасте 12 — 13 лет и продолжается до 20 лет и даже позднее. Признаком окончания подросткового периода могут служить либо достаточное развитие интериоризации психологических процессов, либо социальные маркеры), такие, как экономическое или социальное отделение от семьи.
«Смятение» подростков
Согласно традиционной психоаналитической концепции, подростковый период является нормальным периодом «смятения», отмеченным желанием быть независимым, и поиском половой идентификации и зрелости, отходом от старых, родительских, взглядов и ценностей в соответствии со своей собственной структурой личности.
Период «смятения» рассматривается как неизбежная, необходимая составная часть процесса роста. Более того, в соответствии с этой точкой зрения, отсутствие периода «смятения» в подростковом возрасте даст знать себя в дальнейшем, проявляясь заторможенностью, «сужением» личности или слабо развитым чувство независимости.
Данные ранее проведенных исследований сравнительного изучения больных и лиц контрольной группы, обследования большой популяции мальчиков и девочек позволили прийти к выводу о том, что конфликт этот не столь значителен. Rutter и соавт. в своих нормативных исследованиях отметили, что» «большинство подростков не относятся критически к своим родителям и среди них очень многих отвергающих их».
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов