Страхи являются естественной и, возможно, необходимой составной частью психологического развития ребенка. Бояться того, чего, действительно, надо бояться, делать попытки избегать или по крайней мере сводить к минимальной опасности просто необходимо для приспособления к окружающей среде и выживания.
Страх — это восприятие внешней угрозы, действительной или мнимой. Тревога подразумевает чувства, связанные со страхом, при отсутствии непосредственного ощущения какой-либо внешней угрозы. Это может быть результатом причудливого отражения внутренних противоречий. Хотя объект, вызывающий страх или тревогу, может быть воображаемым, ощущение страха действительно и сопровождается известными физиологическими реакциями.
Различия между страхами и фобиями соответствуют различиям между нормой и патологией. Фобию можно определить в рамках психоаналитической концепции как вовлечение определенных механизмов защиты, таких, как подавление, проекция или вытеснение. Характер страхов у ребенка по мере его роста изменяется, они становятся более соответствующими окружающей обстановке или жизненному опыту.
У детей младшего возраста они вызываются темнотой, одиночеством или видом животных, рассказами о привидениях и духах. Еще не говорящие дети и даже дети дошкольного возраста не обязательно должны испытывать страхи. Они могут не бояться, например, пожара, уличного движения или прохожих, которые могут, как их пугают, их украсть.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов