Наиболее выраженные различия в поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в большей напористости и агрессивности первых, проявляющихся у них уже в возрасте 2 — 2,5 лет вместе с идентификацией ими собственного пола. Это может быть результатом конституциональных и темпераментных различий между мальчиками и девочками, которые предположительно проявляются с момента рождения или могут отражать родительские или общественные установки, воспринимаемые в первые недели жизни.
Для половой идентификации характерны специфические черты, в том числе эмоционально нагруженные чувства. Никогда не бывает идеального соответствия между половыми эталонами и половой идентификацией, но для эмоционального равновесия и успешной адаптации некоторое совпадение просто необходимо.
Для того чтобы достичь качественной половой идентификации, важно, чтобы ребенок был похожим на одного из родителей того же пола и отличался от другого. Дети со слабыми или невыраженными характерными чертами, связанными с полом, могут встретиться с серьезными трудностями при идентификации себя с мужчиной или женщиной.
При поступлении детей в школу возможности для сравнения значительно расширяются в окружении сверстников. Это может усилить либо угрожать разрушением убеждения относительно своей принадлежности к тому или иному полу. Школьные программы не отражают половой специфики, но наблюдается тенденция, обусловленная традициями культуры, делать ударение на успехи мальчиков, особенно подросткового возраста, в области профессионального обучения.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов