Этот уровень достигается только во взрослом периоде жизни, если он достигается вообще. Развивается индивидуальный набор моральных принципов, используемый при решении сложных моральных и этических проблем. Эти принципы становятся более или менее универсальными понятиями, распространяющимися за пределы семьи, общины или национальных обычаев и нравов, хотя последние представлены в виде правил или законов.
- Стадия 5. Становится важным понятие социального контракта, который соединяет права личности и ответственность перед обществом. Следует подчеркнуть правовые аспекты морали, включающие возможность изменения законов или обычаев так, чтобы они стали более справедливыми или целесообразными или смогли стать более эффективными против аморальных поступков.
- Стадия 6. Мораль представляется в абсолютном понимании или в виде универсальных принципов, таких, как справедливость, равенство, взаимопомощь и уважение личности. Эти принципы распространяются на все человечество независимо от положения, занимаемого в обществе, национальности, расовой принадлежности, пола и др.
Дети в возрасте 2 — 3 лет модифицируют свое поведение с целью избежать боли (наказания) и получить одобрение и поощрение. Имеющиеся данные показывают, что стадии 1-ю и 2-ю достигают школьники младших классов, 3-ю и 4-ю — подростки или лица в период возмужания, 5-ю — некоторые взрослые, 6-ю — единичные индивиды.
Ценность работы Kohlberg заключается в оценке роли убежденности в развитии моральных суждений. Естественно, что не существует четкой зависимости между способностью личности к рассуждению и ее действиями, более того, в одной ситуации индивид может иметь одни моральные суждения по поводу какого-либо явления или события и совершенно другие по поводу того же явления в других ситуациях.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов