Моральные соображения определяются последовательностью поведенческих актов: наказанием, поощрением, обменом благорасположения с лицами, пользующимися авторитетом, особенно с родителями.
- Стадия 1. Поведение определяется прежде всего попытками избежать наказания или получить удовольствие от поощрения. Покорность силе развивается у взрослых более или менее автоматически.
- Стадия 2. Поведение основывается на желании удовлетворить свои нужды и иногда нужды других. Точка зрения ребенка на взаимодействие соответствует: «Ты почесал мне спину и я почешу твою». Это некоторое внимание к чувствам других, но только в качестве дополнения к собственным удобствам. На этой стадии понятия лояльности и справедливости еще не так сильны.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов