Теории формирования совести направлены на поиски факторов, заставляющих детей учиться правильному поведению и «сопротивляться искушению нарушить правила, устанавливаемые вначале родителями, а позднее обществом. Сильным аффективным компонентом формирования совести является чувство вины.
Вина представляет собой как бы внутреннее наказание за проступки, а избегание ощущения вины — сдерживающий фактор нежелательных действий.
Желание совершить проступок может стимулировать появление чувства вины, которое в свою очередь приводит в действие защитный механизм, позволяющий избежать осознание ее. Такой механизм включает подавление, отказ, гнев, смещение и перенос.
Социализация является основой обучения ролям с помощью наблюдения, имитации и повторений и включает в себя когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. У детей младшего возраста мысли выражаются в основном в виде внутреннего монолога, который они часто произносят вслух, но предназначен он только для них самих.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов