Это метод дисциплинирования в основном используется для поощрения. Родители игнорируют или не замечают случаи незначительных проступков, поощряя сотрудничество, помощь старшим, сочувствие и другие формы просоциальных действий ребенка.
Поощрение делом и добрым словом способствует исчезновению агрессивных форм поведения и у студентов, и у 8 — 12-летних детей. С помощью такого подхода к дисциплине можно избежать многих нежелательных побочных эффектов наказания. Такой подход вполне может вписаться в любой режим дисциплины.
Моделирование
Изучение агрессивного поведения детей, проведенное Bundura, Walters и др., показало, что большое значение имеет пример взрослых. Авторы пришли к заключению, что модель поведения взрослых может привести к обучению и при однократном предъявлении в отличие от классической теории обучения и операционного обусловливания, согласно которой для обучения необходимо многократное предъявление стимула или модели. Моделирование эквивалентно выражению «хороший пример».
Родители неоднократно демонстрируют силу (и словом, и делом) по отношению друг к другу и к своим детям. Это находит свое отражение в проявлениях чувства гнева и умении его сдерживать, респектабельности, благородстве, в открытости общения. Дети идентифицируют модель поведения родителей и начинают ее имитировать.
Моделирование включает в себя и идентификацию — процесс, с помощью которого ребенок как бы отождествляет себя с другой личностью. Источником имитации и идентификации, которые могут оказать сильное влияние на ребенка, является как вербальное, так и невербальное поведение, например тон голоса, выражение лица, жесты, проявления физического возбуждения или агрессии.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов