Нежелательные последствия наказания
Очевидным нежелательным последствием наказания является моделирование детьми агрессивного поведения, так как отец или мать, «исправляющие» детей с помощью физического воздействия, обычно бывают злы и раздражительны.
В гневе родители часто теряют над собой контроль и наказывают слишком жестоко. В таком случае они нередко чувствуют, что выглядят неприглядно в глазах своих детей. Это еще больше ожесточает их. Такие родители могут быть вовлечены в «борьбу» со своим ребенком. Потеря контроля над собой уменьшает положительный и усиливает отрицательный эффект от наказания.
Это приводит к усилению чувства напряженности и злобы у ребенка, направляющего их против родителей и против всех их пожеланий и требований. Резкое или унижающее неодобрение может сделать детей бесчувственными, вызвать ощущение беспомощности и повлечь за собой неадекватные поступки. В результате усиливаются ощущения никчемности и обиды, возникают фантазии отплаты за оскорбления.
Такие чувства значительно снижают эффективность наказания как меры положительного обучения. По мере роста детей физическое наказание становится все менее и менее эффективным, а его отрицательный эффект усиливается.
Шлепанье ребенка любого возраста рукой или ремнем может быть жестоким и оскорбительным для него и привести к последствиям, описанным выше, а также к отчуждению ребенка от семьи. Даже несильное шлепанье детей в возрасте 7, 8, 10 или 12 лет может вызвать у них чувство унижения или обиды.
Естественно, что урок пропадет даром. Некоторые дети начинают нарочно повторять свои проступки, за которые их наказывают, в знак отплаты своим жестоким и унижающим их родителям. Другие, чувствующие, что им не избежать расплаты за свое поведение и она их пугает, реагируют на наказание пассивностью и безразличием вместо того, чтобы озлобиться. Из таких детей часто развиваются пассивно-агрессивные или безразличные личности со сниженным развитием.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Планирование семьи
- Рекомендация для родителей
- Установки и ожидания родителей
- Последовательность
- Ребенок как «продолжение себя»
- Подкрепление хорошего поведения
- Темперамент и отношения родителей с детьми
- Формирование понятия о совести
- Отличия темперамента матери от темперамента отца
- Язык — мощное орудие социализации