Для детей в возрасте 1 — 2,5 лет, по-видимому, наиболее эффективным методом предупреждения проступков является непосредственное разъяснение их и наказание, которое должно вызывать боязнь, но не должно запугивать или озлоблять их. По мере того как ребенок овладевает языком (в возрасте 1,5 — 2 лет), ему следует ясно и просто разъяснять причины наказания, не вдаваясь в подробности.
У детей более старшего возраста, по-видимому, более эффективным является метод наказания, при котором боязнь последнего имеет меньшее значение, но при котором подчеркивается вербальный контроль за поведением, когда обращают внимание на общие правила поведения, аппелируют к рассудку и здравому смыслу и используют другие когнитивно ориентированные методы.
Умеренно выраженное неодобрение или временную холодность можно использовать при наказании детей любого возраста, чтобы помочь им выработать самоконтроль, но при условии, что за этим последуют одобрение, поддержка правильных поступков и должное уважение.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов