Подход к фомулированию дисциплины
Трудности в воспитании или адаптивной социализации часто имеют а своей основе противоречия и конфликты между родителями, возникающие по поводу системы ожидания, поощрения и наказания, используемой при воспитании ребенка. В подходах родителей к дисциплине ребенка можно сформулировать определенные принципы.
Во-первых, родители должны помочь ребенку оценить значение обучения, исходя из результатов поведения. Родители, понимающие и поощряющие положительные поступки ребенка и порицающие его отрицательные поступки, помогают ему разобраться в последовательности его действий.
Во-вторых, им необходимо провести четкую грань между причинением боли и наказанием за проступок, а также между обучением с помощью дисциплины и наказания. Им следует проверить, важно для них самих употребить силу или авторитет или использовать их для воспитания своих детей.
В-третьих, родители должны понять такую распространенную склонность, как стремление унизить тех, кто противопоставляет им свою волю.
В-четвертых, им необходимо вспомнить свое детство и разобраться в нем, вспомнить требования, предъявляемые им их родителями, понять свои позиции или поступки, ошибки, которые могут заключаться в излишних надеждах и планах, излишнем доверии к авторитетам и дисциплине, ориентированной на силу, склонности к импульсивным, уничтожающим или даже безобразным реакциям.
И, наоборот, может быть противоположная крайность, когда нерешительность и неподходяще излишняя мягкость в отношениях с детьми приводят к вполне обоснованной необходимости в постоянной твердости и настойчивости родителей. Chess a. Thomas описали группу «трудных» детей, отличающихся высоким уровнем интенсивности проявлений темперамента, некоторой степенью импульсивности, низкой устойчивостью к фрустрации, дурным настроением и чувством отвращения к обучению.
Родители большинства этих детей считали, что у них имеются проблемы с дисциплиной. С другой стороны, «упрямые» или «трудные» дети могут отличаться способностями, которые родители желали бы сохранить или развить. Так, например, ребенок может иметь «свою собственную голову» или «собственный характер».
Такие дети могут раньше стать самостоятельными, обладать творческим мышлением и быть лидерами, но эти качества могут проявиться только в позднем подростковом периоде или в периоде раннего возмужания. В детстве таких детей часто считают неприятными, упрямыми и непослушными.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Планирование семьи
- Последовательность
- Установки и ожидания родителей
- Нежелательные последствия наказания
- Ребенок как «продолжение себя»
- Подкрепление хорошего поведения
- Темперамент и отношения родителей с детьми
- Формирование понятия о совести
- Отличия темперамента матери от темперамента отца
- Язык — мощное орудие социализации