Зависимость против самостоятельности
Психологически дети становятся независимыми в течение фазы развития, которую Muhler назвал отделением и индивидуализацией, продолжающейся от 6-го до 30-го месяца жизни. Эта фаза представляет собой не постепенное движение в направлении отделения и индивидуализации, скорее дети психологически и вербально отделяются и затем вновь сближаются с матерью.
Окончание этого процесса наблюдается на 3 — 4-м году жизни, когда ребенок вступает в стадию автономности, желая все делать сам, но с точки зрения родителей еще в большой мере нуждается в заботе и поддержке. В подростковом возрасте дети проходят второй, более тонкий и сложный, этап личностного отделения от своих родителей, когда они борются за свою индивидуальность, как независимые взрослые.
Подростки имеют много преимуществ перед 4-летними детьми, включающих их способность к абстрактному мышлению, физическое развитие и значительно больший объем знаний и жизненного опыта. Однако периодический регресс в стремлении к самостоятельности отражает подспудное напряжение и борьбу между необходимостью зависеть от родителей и стремлением к самостоятельности.
Наконец, в возрасте 19 — 22 лет молодые люди «обрубают свои корни» и устраиваются самостоятельно, но маятник между зависимостью от родных и самостоятельностью никогда не останавливается даже при определенных успехах в самостоятельной жизни. Более счастливые родители находят утешение, помогая своим взрослым детям и не обрывая связей с ними.
Грудные дети, по-видимому, полностью зависят от своих родителей или лиц, ухаживающих за ними. При эффективном обучении их старания овладеть новыми взглядами, звуками, движениями и другими жизненно необходимыми навыками не следует ограничивать (естественно в пределах безопасности). С другой стороны, если 15-летний подросток «обучается» самостоятельности и «пробует» быть самостоятельным, не ночуя дома и заводя случайные связи, родители должны вмешаться и ввести жесткие ограничения на такую самостоятельность, что поможет подростку преодолеть стремление к новым попыткам накопления «жизненного опыта».
Все овладевающие опытом и знаниями стремятся к самостоятельности, но это стремление только в том случае может быть успешным и принести положительные результаты, если ребенок чувствует заботу старших.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Планирование семьи
- Последовательность
- Установки и ожидания родителей
- Нежелательные последствия наказания
- Ребенок как «продолжение себя»
- Подкрепление хорошего поведения
- Темперамент и отношения родителей с детьми
- Формирование понятия о совести
- Отличия темперамента матери от темперамента отца
- Язык — мощное орудие социализации