Отличия темперамента матери от темперамента отца
Темперамент матери нередко отличается от темперамента отца, что позволяет при затруднениях во взаимоотношениях с ребенком одному из родителей оказать помощь и поддержку другому или ребенку. Более активный или творчески настроенный родитель может, например, обратить особое внимание и помочь ребенку в процессе его адаптивного обучения, а более спокойный и «замедленный» благодаря активности ребенка может получить поддержку в обстоятельствах, требующих напряжения сил и приспособления к новой обстановке.
Врач может помочь обоим родителям скоординировать темпераменты и личностные особенности для реализации действий, направленных на пользу ребенку, и тем самым предотвратить бездеятельность родителей. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда каждый из родителей считает, что темперамент другого не подходит ребенку.
Если этот ярлык можно заменить на «другой и дополняющий», родители могут соединить свои усилия и помочь один другому. То же самое относится к лицам, заменяющим родителей, например к бабушкам и дедушкам и иногда к их братьям и сестрам. Все члены семьи могут взаимно поддерживать друг друга, участвуя в воспитании ребенка.
Эффект отсутствует, если это участие хаотично и разнонаправлено. Различия в темпераментах у родителей и ребенка более или менее явно проявляются по мере развития ребенка. Мать, живо реагирующая на новые сложные задачи, связанные с подростковым возрастом ребенка, может воздействовать на него стимулирующе и положительно. Воспитанный, уравновешенный, гипореактивный отец, с другой стороны, обнаруживает, что он был более полезен для ребенка дошкольного, чем «назойливого» 10-летнего возраста.
И, наконец, родители, так же как дети, проходят несколько стадий своего развития. Молодая женщина-мать, имея ребенка подросткового возраста, сталкивается с многочисленными проблемами, связанными с организацией ее собственной жизни. Ребенок, рожденный от родителей, которым под сорок, сталкивается не только с проблемой их темперамента и своими проблемами детского и подросткового возраста, но и с проблемой возраста своих родителей.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Планирование семьи
- Последовательность
- Установки и ожидания родителей
- Нежелательные последствия наказания
- Ребенок как «продолжение себя»
- Подкрепление хорошего поведения
- Темперамент и отношения родителей с детьми
- Формирование понятия о совести
- Родители в качестве учителей
- Язык — мощное орудие социализации