Понятие «темперамент» означает индивидуальные особенности физиологической организации, по-видимому, генетически детерминированные, и хотя индивидуальное мышление, чувства и действия предсказуемы, они в большей или меньшей степени постепенно меняются. Темперамент является основой личности.
Личность в свою очередь формируется под влиянием окружающей среды, которая может способствовать проявлениям темперамента или сдерживать их, никогда не подавляя полностью. Например, время реакции новорожденного на определенные стимулы и адаптивные способности детей относятся к первым проявлениям темперамента и позволяют предсказать уровень активности их в более старшем возрасте.
Темперамент супругов и комплекс черт, характеризующих их личность, позволяют им вполне корректно общаться с детьми, у которых темперамент может быть другим. Если же такое общение не удается, то у них может возникнуть ложное чувство вины. Воспитательные меры, подходящие для одного ребенка, могут быть совершенно непригодны для другого.
При неудовлетворительных взаимоотношениях с ребенком у родителей могут появиться чувство вины и тревога, вызывающая у них раздражение. Ребенок в свою очередь может стать раздражительным или замкнуться в себе. Родители в ответ на это могут разгневаться, что является защитой от фрустрации и чувства вины. Врач должен занять ведущее место в оценке темперамента у детей и родителей.
Если мать говорит, что у нее хороший ребенок, это обычно означает, что их темпераменты служат дополнением один к другому и создают основу хороших отношений. С другой стороны, гипореактивный («хороший») ребенок и спокойная с медленными движениями мать не могут в достаточной мере общаться во время нарастающих по объему взаимоотношений. Врач в этом случае должен стимулировать или научить мать, как увеличить приток сенсорной информации или «расшевелить» таких детей.
Такие пары нуждаются в эмоциональном подъеме, встряске и не должны оставаться на низком уровне обмена репликами. В случае же, когда у активной матери рождается гиперреактивный ребенок, ей может понадобиться помощь, чтобы сдержать ее воздействия на ребенка и избежать его излишней раздражительности.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов