Поведенческая модель развития ребенка
Поведенческая модель развития ребенка меньше других концентрирует внимание на процессах, происходящих в мозге или теле ребенка, она скорее помогает прогнозировать реакции ребенка на внешние стимулы в зависимости от его возраста. Эта модель основана на теории обучения и подчеркивает, что в большинстве случаев ребенок обучается поведенческим реакциям. Эта модель помогает врачу дать правильный совет родителям в отношении обучения ребенка (например, как сделать, чтобы ребенок ложился спать без неоправданных задержек).
Модель помогает родителям увидеть, как их собственное поведение влияет на поступки их детей. Некоторые родители не знают, что нежелательные формы поведения приобретаются путем обучения так же, как желаемые.
Ребенок, понявший, что только пронзительный крик вызывает реакцию матери, использует эту форму поведения во всех случаях, когда нуждается в ее внимании. Поведенческая модель может помочь спланировать мероприятия, направленные на коррекцию таких специфических форм поведения, как ночное недержание мочи, избегание при фобиях и др.
Врач должен быть знаком с семейной системой как концептуальной моделью. Ребенок развивается в очень сложной системе межличностных взаимоотношений, включающих отношения с родителями или заменяющими их лицами, другими членами семьи или соседями, а также отношения этих лиц между собой.
Родители и другие окружающие ребенка лица оказывают большое влияние на его жизнь. Именно родители следят за здоровьем ребенка и при необходимости обращаются за помощью к врачу. Родители и члены семьи, их отношения и взгляды влияют на воспитание ребенка. Их правила поведения являются эталоном, на основании которых ребенок строит свое поведение.
Дети часто «встраивают» в свое поведение чувства и формы поведения родителей, вызванные их болезнью или реакциями на нее. Нередко излишне обеспокоенные родители могут так преувеличить боль, испытываемую ребенком, что пугают его и себя. Социальная, или культурная, модель предполагает, что ребенок в любом возрасте представляет собой часть большой группы лиц или общества.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов