Некоторые концептуальные модели развития ребенка
Не существует одной психосоциальной теории, адекватной для всех аспектов развития или поведения ребенка и отвечающей на вопрос, в норме или нарушены развитие и поведение его. С другой стороны, клиницисты должны быть хорошо знакомы хотя бы в общих чертах с большинством таких теорий, чтобы понимать ребенка и определить свою теоретическую позицию.
Общие соображения не являются адекватной основой для оценки ни органических, ни психосоциальных аспектов состояния здоровья или болезни. К сожалению, многих врачей, знающих физиологические проявления заболеваний, отличают примитивные знания в отношении теорий и экспериментальных данных о психосоциальных аспектах состояния здоровья и болезни. Дети и их сообщество представляет собой сложную систему взаимоотношений.
С помощью теории систем сделана попытка облегчить понимание этих взаимоотношений путем описания их как некоторой иерархии взаимосвязанных систем. Любая концептуальная модель рассматривает одну такую систему или несколько систем из большого числа, в которых живет и развивается ребенок.
Представленные далее концептуальные модели развития ребенка рассматриваются в основном последовательно «изнутри — наружу». Первую модель называют (обычно достаточно точно) медицинской, или физиологической. Например, печень в разном возрасте обладает разной способностью метаболизировать лекарственные препараты, что необходимо учитывать, когда дело имеют с ребенком. У заболевшего индивида эта физиологическая система непосредственно связана с интрапсихической системой через нервную и гормональную подсистемы.
Резкое воздействие на психику ребенка, которое оказывают на него заболевание астмой, болезни сердца, заболевания ЦНС и другие факторы, иногда можно лучше понять или выявить, если рассматривать его именно с таких физиологических позиций. Более ограниченной моделью является когнитивная, которую Piaget использовал в своих исследованиях постепенного приобретения знаний. Его наблюдения помогают понять, чем отличаются 5-летние дети от 15-летних подростков по объему знаний и характеру мыслей относительно таких понятий, как пол, будущее или смерть.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов