1. Весь опыт человека имеет как психосоциальную, так а биологическую или органическую основу.
2. Биологическое «оснащение», с которым ребенок рождается, изменчиво, его функционирование может быть облегчено или затруднено иногда обратимо, иногда необратимо как в физическом, так и в психосоциальном отношении.
3. Любое поведение имеет смысл, который может быть известен как действующему лицу, так и наблюдателю либо непонятен им обоим. Нередко одно и то же имеет разный смысл для ребенка и для его родителей, учителей или других лиц.
4. Каждый человек придерживается своей «теории», объясняющей его поведение и поведение других лиц.
Врач должен выбрать теорию для того, чтобы объяснить как уровень развития, так и поведение ребенка. Концептуальные модели, подобные описываемым далее, часто помогают усреднить некоторые аспекты поведения подростка, что создает основу для предположений, гипотез и интерпретации эмпирических данных.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов