Понятие «созревание» включает в себя генетически запрограммированные процессы, однако даже эти признаки развития зависят от факторов окружающей среды. Под термином «развитие» понимают дифференцирование, совершенствование и специализацию функций всего организма и отдельных органов. Развитие в основном представляет собой взаимодействие общих и специфических внутренних факторов и факторов внешней среды и зависит от них.
Важные интрапсихические характеристики психосоциального развития включают в себя когнитивные и аффективные черты. К когнитивным процессам относятся способность к перцептуальным умозаключениям и суждениям, память, интеллектуальные характеристики, к аффективным — тревога, подавленность, страх, гнев, радость, настроение, зависть, ревность, спокойствие или безмятежность (выражение чувств или эмоций).
В большинстве случаев активность ребенка объединяет когнитивные и аффективные процессы. Риск для многих клиницистов заключается в том, что они преувеличивают значимость эмоциональных состояний, поскольку они проявляются шумно. Аффективный компонент раздражения или гнева у ребенка определяется безошибочно; однако неуспеваемость в школе может быть интерпретирована как первичное затруднение когнитивного или перцептуального характера, а сильно выраженные чувства вины, угнетенное состояние, боязнь неудачи, замаскированное чувство гнева и другие эмоции легко могут быть оставлены без должного внимания.
Когнитивные и аффективные характеристики играют важную роль в формировании и становлении сознания. Состояние тревоги и желание получить одобрение относятся к ранним эмоциональным признакам. Идентификация в процессе воспоминания об одобрении и неодобрении действий, выбор поведенческой альтернативы представляют собой познавательные аспекты процесса формирования и функционирования сознания.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов