Поздний период подросткового возраста
Хотя в этом периоде остается некоторая противоречивость в поведении, желание отделиться от семьи усиливается. Подросток стремится получить высшее образование или работу и жить отдельно, с некоторым нежеланием отказывается от родительской заботы, общения со сверстниками.
Все больше появляется мыслей о будущем образовании или работе. Юношей, которые не могут выбрать подходящую профессию, тревожит неопределенность положения, что нередко влияет на решение относительно дополнительного обучения. У большинства подростков в этом периоде существуют установившийся моральный кодекс и чувство уверенности в половых отношениях, но некоторые еще не уверены в своих убеждениях.
Продолжается развитие умственных способностей, преобладает логическое мышление, в основном о будущем. Процесс самоутверждения может продолжаться еще в течение нескольких лет, но подростки уже уверены в себе, знают свою цель, могут направить необходимую энергию на ее достижение и уверены в своей способности выполнять функции взрослых.
Для некоторых мальчиков и девочек одна или несколько психологических задач подросткового периода остается нерешенной или неосмысленной, это состояние, названное Erikson эгодиффузией, диффузией личности, может продолжаться до тех пор, пока та или иная проблема не будет решена.
Взрослые, так и не утвердившиеся как личности, ощущают себя в жизни неуверенно и часто терпят неудачи.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Оценка умственного и психосоциального развития подростка
- Отклонения от нормы
- Общение с подростками
- Необходимость медикаментозного лечения
- Подростки и проблемы хронических заболевании
- Оценка развития подростков
- Половые различия
- Половые различия (пубертатный период)
- Умственное и психосоциальное развитие
- Стадии полового созревания