Легкая степень задержки умственного развития может оставаться невыявленной, несмотря на то что она влияет на психосоциальное развитие, и это должно быть учтено в каждом случае.
Юноши, даже чрезвычайно смышленные, могут испытывать трудности при общении с окружающими. Их отличительные черты, которые могут быть временными, способствуют изоляции от сверстников, что обусловливает нарушение психосоциального развития и вводит в заблуждение врача, оценивающего умственные способности подростка или его эмоциональные реакции.
С помощью хронологического возраста и СПС обычно получают достаточно критериев для определения раннего, среднего или позднего периода пубертатных изменений. Каждый из этих периодов отличается признаками, относящимися к задачам пубертата.
При нормальном психологическом развитии подростка индивидуальные особенности его перекрещиваются с четырьмя основными задачами, которые должны быть решены до завершения созревания:
- способность духовно отделиться от семьи и достигнуть самостоятельности;
- психосексуальная ориентация и индивидуальный моральный кодекс;
- выбор будущей профессии и достижение поставленной цели;
- самоутверждение.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов