Определяется реакция на движение человека или предмета, находящегося в поле зрения или в пределах досягаемости для ребенка в отношении как больших по размеру предметов (погремушка, стетоскоп), так и небольших (шарик).
Обращают также внимание на поведение ребенка, находящегося в положении стоя с поддержкой. В возрасте после года ребенку могут быть даны кубики или карандаш и бумага для определения способности к подражанию или копированию действий врача. В качестве стандарта используют красные кубики.
Детей в возрасте старше 3 — 4 лет можно попросить нарисовать фигуру человека, написать цифры и подсчитать что-либо. Набор относительно простых тестов позволяет врачу оценивать интеллектуальное развитие ребенка в процессе обычной повседневной практики.
К ним относятся Peabody Picture Vocabulary Test, Quick Test, Raven Matrices, Thorpe Development Inventory, Denver Developmental Screening Test, Revised Development Screening Inventory (Knoblock). Редкое или случайное проведение тестов может обусловить ошибки при проведении оценки.
При использовании перечисленных методов оценки и любых других необходимо досконально знать правила их проведения и технику, а также пределы их достоверности.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов