К концу 1-го года мозг достигает приблизительно 2/3, а к концу 2-го года 4/5 от размера мозга взрослого человека. В течение 2-го года жизни прорезывается еще 8 зубов и общее число их достигает 14 — 16, включающее первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров.
На 2-м году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребенок мог ходить с поддержкой, он переходит к высокой степени локомоторного контроля. В возрасте 15 мес ребенок обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать. В возрасте 18 мес. ребенок может подниматься по лестнице, делая отдельные шаги и придерживаясь одной рукой за перила, в 20 мес спускаться с лестницы и подниматься по ней, к 24 мес. способен хорошо бегать.
В возрасте 18 — 24 мес. он обычно вступает в возраст «резвости». Он может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле. Начиная со 2-го года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир.
Дети опустошают корзины для бумаг, выдвинутые ящики и полки и могут пытаться изучить все, находящееся в пределах их досягаемости. В связи с этим хозяйственные яды, медикаменты и другие химические вещества должны храниться в местах, не доступных для детей.
Дети, способные в возрасте 12 мес. по просьбе взять шарик из рук, в возрасте 15 мес. обычно могут положить его в маленький сосуд. Они могут пытаться достать шарик из сосуда пальцем, а к 18 мес. способны вытряхнуть его. В возрасте 15 мес ребенок способен положить один кубик на другой, подражая взрослым, к 18 мес. он может собрать башню из 3 кубиков, а к 24 мес. — из 6.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов