В реакции на поведение ребенка важны как последовательность, так и быстрота. Иногда при недостаточной заботе матери ответные действия с ее стороны непостоянны, запаздывают и предпринимаются после такого длительного беспокойства и напряжения, что дети не могут сопоставить какие-либо специфические действия матери с освобождением от напряжения.
В этих случаях у детей может возникнуть ощущение, что у них нет возможности влиять на окружающие условия их собственными действиями. Последствиями этого могут быть длительная отчужденность, беспокойство и даже враждебность. Новорожденный, лежащий лицом вниз на твердой поверхности, способен избежать удушья, поворачивая голову, к 4-й неделе жизни он поднимает голову.
К этому времени поза преимущественно симметричного сгибания становится более расслабленной и ребенок в положении на спине лежит с повернутой в сторону головой. Когда ребенка в возрасте первых 4 — 8 нед из положения на спине переводят в положение сидя, голова его запрокидывается назад, а контроль за вертикальным положением туловища и головы отсутствует.
К 12-й неделе жизни отмечается определенный контроль положения головы, поскольку ребенок стремится к положению сидя. Голова его при этом немного отклоняется вперед на вертикальное положение туловища. Несимметричный контроль за положением головы приводит к ее маятникообразным движениям. Хватательный рефлекс сохраняется в течение примерно 8 нед, после чего по мере координации движений глаз и рук активное захватывание предметов становится более четким.
Протягивание руки и захватывание развиваются из рано формирующихся, но незавершенных движений плеча и руки (протягивание в примитивной стадии) в ответ на движущийся рядом объект. К 12-й неделе жизни ребенок пытается прикоснуться к предлагаемому предмету и может в течение непродолжительного времени удерживать его.
Координация движений глаз и рук, подразумеваемая в этом движении, в некоторой степени облегчается поворотом головы в соответствующую сторону.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов