Именно в состоянии спокойного ожидания ребенок способен к наиболее сложным взаимоотношениям с внешней средой. Если поведение ребенка не изменено под воздействием анестетиков и других препаратов, которые назначались матери, если их осматривают в оптимальных условиях и спокойной обстановке, то здоровые дети после рождения вполне способны фиксировать взгляд на объекте и следить за его движением, смотреть на источник звука, к визуальному сканированию простых геометрических фигур и из нескольких похожих и до некоторой степени сложных фигур, находящихся в поле зрения, отдают предпочтение более похожим на лицо человека.
Механизмы, с помощью которых дети фиксируют взгляд на лицах или контрастных точках, следят за движением или изменением интенсивности освещения предметов, находящихся в пределах поля их зрения, сложны.
В течение 1-й недели жизни они способны поддерживать фиксацию взгляда и при пассивных движениях их тела (рефлекс кукольных глаз), а реакции, вначале частично вестибулярные, становятся все более глазодвигательными.
Некоторые аспекты поведения ребенка в ответ на изменение условий окружающей среды были названы установочной реакцией. Как только новые стимулы поступают в зрительное или слуховое поле восприятия или через другие органы чувств, поведение ребенка становится более выжидательным, с угнетением спонтанных движений, поворотом головы в сторону стимула и физиологическими изменениями, включающими и частоту сердцебиений.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов