Новорожденный, как оказалось, обладает способностью активно взаимодействовать с окружающей средой и имеет достаточно сложную неврологическую организацию. В то время как традиционная оценка состояния новорожденного основывалась на степени его зрелости и неврологических реакциях, особенно рефлексов, в последнее время все большее внимание уделяется изучению более сложных аспектов поведения ребенка этого возраста. Prechtl и др. продемонстрировали, что поведение новорожденного в высшей степени зависит от поведенческого статуса.
Выделяют 6 уровней бодрствования:
- глубокий сон;
- сон с быстрыми движениями глаз;
- состояние спокойного ожидания;
- активная настороженность;
- пробуждение и активность;
- состояние, при котором ребенок громко кричит.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов