Тесное взаимодействие политики и культуры (Закрепление поведения)
Закрепление поведения может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, к какому результату приводит то или иное действие. В отличие от отрицательного закрепления наказание создает неблагоприятную основу для проявления поведенческих реакций. Исчезновение поведенческой реакции, которая не вызывается ни отрицательным, ни положительным закреплением, ни наказанием и не имеет склонности к повторению (например, при закрепленном или заученном поведении), называется угасанием реакции. Иногда появляется необходимость в установлении пределов поведения ребенка путем ограничения и других мер, которые могут истолковываться как наказание.
Имеются доказательства того, что положительное закрепление — более эффективный путь к достижению желательного поведения ребенка, чем наказание. Метод изменения и формирования поведения имеет огромное значение для адаптации ребенка в обществе. Формирование поведения включает идентификацию максимально желательного поведения, а затем поощрение действий, направленных на достижение этого типа поведения, частично повторяет его или свидетельствует о готовности следовать ему.
Как только формирование поведения ребенка достигает желаемой цели, поощряется только то поведение, которое полностью соответствует существующему образцу. В дальнейшем оно может поддерживаться периодическим положительным закреплением. Важную роль в адаптации ребенка в обществе и его культурном развитии принадлежит имитирующим играм.
Даже детям 1-го месяца жизни свойственно повторение поведения окружающих. В более старшем возрасте они способны выполнять задание и делать исключение не только из-за ощущения важности своего поведения, но и понимая его значение для других. Важность имитирующих моделей для детей трудно переоценить.
Несомненно, что все увиденное детьми в окружающей их действительности или воспринимаемое через средства массовой информации (телевидение, газеты, литература) может глубоко изменить их систему ценностей и понимание будущего. Важно, чтобы системы оценки, предложенные детям родителями и другими лицами, соответствовали реальному поведению взрослых.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него генетических, пищевых и травматических, социальных, культурных и политических факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в широких пределах, что обозначают термином «норма». Вариабельность показателей роста и развития так велика, что адекватно они могут быть выражены только с использованием статистических показателей.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Рост и развитие
- Тесное взаимодействие политики и культуры
- Вариабельность моделей роста человека
- Вариабельность моделей роста человека (Осмотр ребенка)
- Рост и развитие плода
- Рост и развитие плода (Неблагоприятные внутриматочные условия)
- Рост и развитие плода (Недостаточность питания)
- Развитие плода
- Развитие плода (Система кровообращения)
- Развитие плода (Закрытие артериального протока)