Врач первичной помощи должен знать, что организм ребенка постоянно развивается. Он должен уметь организовать эффективную систему помощи, чтобы обеспечить эффективность ее, а также непрерывность оценки и планирования в течение всего процесса роста и развития ребенка.
Часто у него нет необходимости в непосредственном использовании всех профессиональных навыков. С другой стороны, консультанты или любой другой специалист должны не только постичь все тайны своей области медицины, а возможно, и смежных специальностей, но и быть способны бороться со спорными выводами с определенной гибкостью, которая позволит адаптировать различные точки зрения в интересах больного.
Находясь на любом уровне помощи (первичной, вторичной и третичной) или в любой роли (студент, медсестра, ординатор, врач-педиатр, семейный врач и другие специалисты), профессионалы, имеющие дело с детьми, должны уметь определить свою роль в данный момент и их уровень развития; каждый должен определить, обладает ли он достаточным опытом и другими возможностями, чтобы оказать помощь при данной патологии, и должен быть готов искать помощи при их отсутствии.
Среди дополнительных вспомогательных средств при оказании помощи врач должен обращаться к общим руководствам, более детальным монографиям, публикациям в избранных журналах, аудиовизуальным материалам, но выше всего человеческие ресурсы, знания коллег, обладающих исключительным или дополнительным опытом или компетенцией. Взаимодействие на всех уровнях, на которых приходится сталкиваться с проблемами медицины и гигиены у детей, вселяет надежды на то, что каждое поколение может все более приблизиться к максимальному достижению врожденного потенциала каждого ребенка.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов