Профилактика близорукости сводится к предупреждению развития близорукости среди подрастающего поколения (первичная профилактика) и задержке прогрессирования уже возникшей близорукости (вторичная профилактика). Дифференцированный подход предполагает разделение детей на две группы:
- дети с отягощенной по близорукости наследственностью вне зависимости от вида рефракции и ее величины (с врожденной близорукостью или эмметропией). Для детей этой группы ограничивают нагрузку на органы зрения, но увеличивают нагрузку на слуховой анализатор. Занятия предпочтительнее проводить в помещениях с хорошей естественной освещенностью;
- дети с дальнозоркой рефракцией без отягощенной наследственности по близорукости. Дети этой группы могут воспитываться в стандартных условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, без каких-либо ограничений и рекомендаций.
Это так называемые группы профилактики (группы риска). Списки этих групп офтальмологи ежегодно в июле-августе должны передавать в детские сады и школы.
Очень важно с раннего дошкольного возраста выработать у детей правильный рефлекс чтения (игрушки, картинки и буквы должны располагаться не ближе 30 см от глаз). В противном случае неосознанно развивается так называемый рефлекс склоненной головы, что способствует возникновению близорукости и сколиоза. Для выработки рефлекса чтения применяются различные приспособления. В связи с этим в дошкольных учреждениях целесообразно делить каждую возрастную группу детей на две подгруппы, а в школах формировать по такому же принципу подгруппы риска по близорукости во всех классах, начиная с первого:
- детей, составляющих миопическую группу, размещают ближе к окнам и в передней половине класса;
- детей, составляющих гиперметропическую группу — на задних рядах и ближе к стене.
У всех детей необходимо ежегодно проверять остроту зрения, а при показаниях и клиническую рефракцию.