Пусковым фактором быстрорастущей и крайне болезненной злокачественной опухоли крови – лимфомы Беркитта – может являться белок, который продуцируют возбудители малярии. Таковы результаты исследования, опубликованные в журнале New Scientist. При лимфоме Беркитта иммунные клетки становятся злокачественными и формируют множественные опухоли в лимфатических узлах. При этом часто наблюдается увеличение щек и языка, что искажает внешний вид больного и значительно затрудняет прием пищи.
Это заболевание чрезвычайно распространено среди детей экваториальной Африки, превосходя в этом регионе все детские опухоли вместе взятые. Оно часто приводит к летальному исходу, особенно в странах к югу от Сахары, где ограничен доступ к медицинской помощи и медицинским препаратам. В развитых странах лимфома Беркитта встречается редко.
Считается, что причина этой опухоли – вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ), относящийся к семейству герпесвирусов и весьма распространенный повсеместно. Он встраивается в геном организма-хозяина и, как правило, либо существует бессимптомно, либо вызывает инфекционный мононуклеоз, известный также как «болезнь поцелуев» или железистая лихорадка.
Недавнее исследование Арнода Шене (Arnaud Chene) из Каролинского института в Стокгольме (Швеция), показало, что белок под названием CIDR1, продуцируемый малярийным плазмодием, может активировать вирус Эпштейна-Барр.
Исследовались два образца лимфатических клеток, взятых у африканского ребенка, позитивного по ВЭБ. Один из образцов был обработан белком CIDR1, а другой – для контроля – другим белком малярийного плазмодия. Через 3 дня количество вирусной ДНК в первом образце было в 5 раз больше, чем во втором. Кроме того, количество клеток в исследуемом образце вдвое превысило их количество в контрольном. Следовательно, CIDR1 активирует вирус Эпштейна-Барр, который, в свою очередь, стимулирует репродукцию лимфатических клеток, приводящую к лимфоме Беркитта.
Выдвинутая учеными гипотеза позволяет также объяснить, почему лимфома Беркита встречается у детей намного чаще, чем у взрослых. "Если вы заразились малярией до контакта с вирусом Эпштейна-Барр, у вас вырабатывается определенный иммунитет к малярии. Так что при повторном контакте с малярийным плазмодием, его способность активировать ВЭБ низка", — считает один из соавторов исследования Цицзюнь Чэнь (Qijun Chen).
Лечение лимфомы Беркитта предусматривает назначение специфических антител и химиотерапии. В условиях Африки, где до 99% больных живут вдалеке от автомобильных дорог, доступ к этим препаратам сильно ограничен. Так что единственным реальным путем борьбы с лимфомой является масштабное противодействие эпидемии малярии.