Новое исследование свидетельствует о том, что во многих странах мира значительно участились случаи туберкулеза, устойчивого к лекарственным препаратам. Ученые выявили высокий уровень устойчивости, по крайней мере, к одному препарату второй линии (почти 44%) среди пациентов с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью в восьми странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Они также выявили повышенное количество случаев туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью.
Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью нечувствителен, по крайней мере, к двум препаратам первой линии, таким как сониазид и рифампицин. Туберкулез с широкой лекарственной устойчивостью не поддается лечению изониазидом , рифампицином, фторхинолонами и препаратами для инъекций второй линии.
Фторхинолоны представляют собой класс антибиотиков, который включает в себя ципрофлоксацин, левофлоксацин и гатифлоксацин. Для проведения исследования образцы были взяты почти у 1300 взрослых пациентов с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью из Эстонии, Латвии, Перу, Филиппин, России, Южной Африки, Южной Кореи и Таиланда. Образцы протестировали на устойчивость к 11 противотуберкулезным препаратам первой и второй линии. Устойчивость колебалась от 33 процентов в Таиланде до 62 процентов в Латвии.
В целом, одна пятая пациентов оказались нечувствительными, по крайне мере, к одному инъецируемому препарату второй линии – от 2 процентов в Филиппинах до 47 процентов в Латвии. Общий уровень устойчивости к фторхинолонам составил почти 13 процентов – от 7 процентов в Филиппинах до 32 процентов в Южной Корее.
Туберкулез с широкой лекарственной устойчивостью был выявлен у 6,7 процентов пациентов с преобладанием в Южной Корее (15 процентов) и России (11 процентов). Полученные показатели более в чем два раза превысили прогнозируемые показатели Всемирной организации здравоохранения за тот же период (5,4 процентов).
Ученые также выявили, что риск развития туберкулеза с широкой лекарственной чувствительностью был более чем в четыре раза выше у пациентов, которые ранее получали противотуберкулезное лечение, и что лечение препаратами второй линии являлось наиболее серьезным фактором риска в развитии устойчивости.
«Лечение туберкулеза, устойчивого к лекарственным препаратам, более затруднительно и дорогостояще. Именно такая форма туберкулеза чаще является смертельной. Особое беспокойство она вызывает в странах с недостаточными ресурсами и ограниченным доступом к эффективному лечению. Чем больше пациентов имеют диагноз устойчивого к лекарственным препаратам туберкулеза и получают лечение, тем более устойчивым становится недуг к препаратам второй линии», — говорит ведущий автор исследования Трейси Дальтон из Центров по контролю и профилактике заболеваний США.
«В настоящее время туберкулез с широкой лекарственной устойчивостью выявлен в 77 странах мира, однако пока не ясно, в каких масштабах», — отмечает Дальтон.
«Большинство международных рекомендаций по контролю туберкулеза были разработаны для туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и распространенностью до 5 процентов. Однако в настоящее время преобладание туберкулеза в некоторых странах уже до 10 раз выше. При этом почти половина пациентов с данным инфекционным заболеванием являются переносчиками штаммов, характеризующихся множественной лекарственной устойчивостью», — говорит Свен Хоффнер из Шведского института по контролю над заразными заболеваниями в комментарии к исследованию.
«Мы остро нуждаемся в обновленной информации и проведении исследований по туберкулезу со множественной лекарственной устойчивостью… тем более, что мы можем недооценивать размах туберкулеза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью», — пишет он.
Исследование было опубликовано онлайн 29 августа в издании «The Lancet» («Ланцет»).
Источник: medicinenet.com