В ходе нового исследования, которое, скорее всего, станет предметом споров, ученые, работая с галлюциногеном псилоцибином (активным веществом, входящим в состав «волшебных грибов»), обнаружили, что одна доза этого наркотического вещества провоцирует длительные, но положительные изменения личности почти у 60% испытуемых. При помощи тестов, проведенных над небольшой группой людей в клинических условиях и под строгим контролем, было обнаружено, что в большинстве случаев прием одной дозы псилоцибина развивает чувство «открытости». Более того, этот очевидный сдвиг в ключевом, как предполагают, аспекте личности сохраняется после приема псилоцибина в течение года и даже дольше.
«Эти данные действительно впечатляют, так как личность считается устойчивой характеристикой психологии человека», — говорит автор исследования Ролланд Гриффитс, профессор кафедры психиатрии и неврологии в Медицинской Школе при Университете Джона Хопкинса, Балтимор. «Предполагалось, что она является относительно неизменной в течение всей жизни человека». «Но, что удивительно, исследование свидетельствует о том, что псилоцибин изменяет один из аспектов личности, который тесно связан с такими характерными чертами как воображение, чувства, мысленные образы, эстетика, и считается основой творчества», — добавляет Роланд. «И изменения эти, как мы видим, носят долговременный характер». По словам Гриффитса, псилоцибину, вероятно, можно будет найти терапевтическое применение. К примеру, в данное время он пытается определить, может ли этот галлюциноген помочь раковым больным справиться с депрессией и беспокойством, которые часто сопровождают данное заболевание, а курильщикам – бросить курить.
Мнения Гриффитса и его коллег о полученных данных опубликованы в новом выпуске журнала «Психофармакология». Спонсором исследования выступил Национальный Институт по проблемам злоупотребления наркотиками. Ученые работали с группой, состоящей из 51 человека, которые добровольно участвовали в исследовании и были психически здоровы. Сначала исследователи провели базовые тесты на выявление основных черт характера, после чего – от двух до пяти экспериментальных сеансов, каждый из которых длился около восьми часов. Исследователи сообщили, что практически все участники исследования считали себя «духовно активными». Почти половина из них имеют степень магистра или доктора философии.
Не все сеансы были проведены с применением псилоцибина. В действительности, галлюциноген использовался только один раз, в дозе, описываемой как «больше, чем умеренная», и участники эксперимента не знали, во время какого из сеансов они будут подвержены воздействию наркотического вещества. Сеансы проводились с минимальным перерывом в три недели. Во время каждого сеанса участников просили прилечь, надев специальные маски на глаза и наушники, в которых звучала музыка; это делалось для того, чтобы они не отвлекались на окружающую обстановку и могли сосредоточиться на внутренних переживаниях. Ни участники исследования, ни наблюдатели, не знали, какой из сеансов проводится с применением псилоцибина.
В результате, при повторном тестировании личности и так называемого «состояния сознания» было выяснено, что некоторые важные аспекты личности участников остались неизменными. Например, на такие аспекты как невротическое состояние, экстровертность, конформность и добросовестность псилоцибин не оказал почти никакого влияния. Исключением является «открытость». Уровень «открытости» не просто поднялся в ответ на высокую дозу галлюциногена, но и сохранялся таким в течение 14-ти последующих месяцев.
«Мы хотим подчеркнуть, что не нужно пытаться проводить такие эксперименты дома, так как у них существует несколько отрицательных сторон», — предупреждает Гриффитс. «Одна из них – это то, что изменение личности – это все-таки изменение личности. На данный момент у нас нет причин полагать, что эти изменения являются токсичными, в каком бы то ни было отношении. По всей видимости, люди оценят их положительно. Однако определенно необходимы дальнейшие исследования».
«Также следует учесть, что мы проводили исследование при условии, что люди, потенциально подверженные неблагоприятным воздействиям, не будут допущены к участию. Мы давали наркотическое вещество в больничных условиях в присутствии двух наблюдателей, поэтому вероятность того, что пациент сделает что-то опасное, сводилась к нулю. Однако мы знаем, что, как это ни ужасно, люди, употребляющие грибы в развлекательных целях иногда погибают в результате несчастных случаев или впадают в состояние, в котором они способны совершить убийство и даже самоубийство».
«Таким образом, мы хотим сказать, что эта процедура сопряжена с определенным риском», — подчеркивает Гриффитс. «И мы бы не хотели, чтобы полученные данные стали причиной увеличения случаев немедицинского и бесконтрольного использования веществ такого рода». Доктор Стивен Росс, клинический директор медицинского центра «Лангон» при Нью-Йоркском Университете, сказал, что он считает работу Гриффитса поворотным пунктом в области исследования галлюциногенов.
«Я придерживаюсь такого мнения, так как мы привыкли считать, что процесс формирования личности завершается после 20 лет, и после 30 она уже не меняется», — говорит он. «Поэтому тот факт, что уровень открытости повышается после одного приема псилоцибина, и, по-видимому, надолго, является действительно поразительным». «Однако, несмотря на то, что, возможно, в будущем псилоцибин будет признан как метод лечения, не стоит пытаться использовать его в домашних условиях и в отсутствии контроля. Это предварительное исследование, требующее повторного изучения. Причем изучения в условиях тщательного клинического контроля», — добавляет Росс.
Источник: medicinenet.com
Перевод: Medkurs.ru