В дикой природе млекопитающие выживают, потому что они могут увидеть хищников, прячущихся в зарослях кустарников, и избежать встречи с ними. Эта способность распространяется и на мир людей. Например, сотрудники Администрации безопасности на транспорте могут быстро выделить опасные предметы при досмотре, просматривая содержимое наших грязных и битком набитых чемоданов на своих мониторах. Каждое утро, выходя из дома, мы легко находим ключи от машины на захламленной полке в коридоре. Эта способность распознавать объекты-цели, окруженные посторонними вещами, является одной из самых замечательных функций нашей нервной системы.
«Визуальный поиск является важной задачей нашего мозга. Удивительно, что даже при выполнении такой сложной задачи, как обнаружение нужного объекта в окружении других отвлекающих объектов, результат людей близок к оптимальному. Это означает, что нашему мозгу удается справиться с заданием наилучшим образом, с учетом имеющейся информации», – говорит доктор Вей Чжи Ма. Отчет об исследовании, проведенном им и его коллегами из других исследовательских учреждений, будет опубликован в онлайновой версии журнала «Nature Neuroscience».
Распознавание цели – это гораздо больше, чем просто выделение отдельного объекта из целой группы других объектов. «Обнаружение цели включает в себя суммирование информации, поступающей от множества объектов, – говорит доктор Ма. – Многие объекты могут выглядеть, как цель, которую вы ищете. В первую очередь, это когнитивная оценка, а также визуальная». При этом следует принять во внимание и такой фактор, как надежность информации.
«Мы изучаем, в частности, и этот момент, – говорит Ма. – Например, если вы – детектив, вы оцениваете различные кусочки информации, исходя из надежности источника. Точно так же мозг должен взвесить и оценить разрозненные куски полученной им визуальной информации».
В своем исследовании доктор Ма и его коллеги использовали экраны компьютеров, на которых показывали испытуемым кадры с наборами линий, среди которых могла находиться, а могла и отсутствовать расположенная особым образом линия. Чтобы запутать испытуемых, они случайным образом изменили контраст каждой линии, облегчая или, наоборот, затрудняя обнаружение искомой цели. Каждый кадр демонстрировался только доли секунды, максимально затрудняя задачу поиска. «Мы выяснили, что даже при выполнении этой сложной задачи люди почти приближались к оптимальным результатам, обнаруживая нужную цель, – сказал он. – Это означает, что люди могут в долю секунды суммировать информацию по всему пространству, принимая при этом во внимание ее надежность. Это очень важная функция, используемая нами в повседневной жизни».
По словам доктора Ма, задача намеренно была сформулирована очень сложно, чтобы люди делали ошибки, тем не менее, их ответы все равно были максимально правильны, разумеется, с учетом погрешностей, свойственных визуальным наблюдениям.
Во второй части своего исследования они определили, что ответственность за эту способность можно возложить на группы (совокупности) нейронов, которые по-разному реагируют на разное расположение линий. Используя эти совокупности, испытуемые могли построить нейронную сеть, которая и оценивала информацию на предмет ее надежности. Ученые смоделировали эту задачу на компьютере и воспроизвели поведение испытуемых людей, доказав свое предположение, что выполнение этой задачи требует наличия определенных совокупностей нейронов.
«Визуальная система автоматически и подсознательно выполняет сложные задачи, – говорит Ма. – Люди видят объекты и существующие между ними связи. Мы видим не просто глазами – мы видим мозгом. Наши глаза являются своего рода камерой, а сам зрительный процесс, то есть интерпретация полученной картинки, происходит в нашем мозгу». И здесь возникает следующий вопрос: когда и в каких случаях визуальная задача становится настолько сложной, что человеческий мозг оказывается просто не в состоянии оптимально ее выполнить?
Источник: medicaldaily.com
Перевод: Medkurs.ru