Результаты исследования, проведенного группой чилийских специалистов из Pontificia Universidad Catolica de Chile в Сантьяго, позволяют утверждать о том, что такая методика лечения ожирения, как резекция желудка, имеет тенденцию увеличивать уровни пептида YY и уменьшать аппетит, в то время как медикаментозные методы лечения данного заболевания обладают прямо противоположным эффектом.
В этой связи интернет-портал medlinks.ru приводит на своих станицах следующие слова ведущего автора данной научной работы — доктора Хуана П. Вальдераса (Juan P. Valderas): «Различные методы по-разному влияют на пептид YY и аппетит, несмотря на что пациенты с ожирением достигают подобной потери веса после каждого лечения».
В ходе исследования, о котором здесь идет речь, доктор Вальдерас и его коллеги оценили плазменные уровни пептида YY, а также голод и восприятие насыщения, измеренное с помощью визуальной аналоговой шкалы натощак и после приема стандартной тестовой еды в общей сложности у 32 участников, из которых были составлены 4 следующие группы:
- группа из восьми пациентов с желудочным шунтированием по Ру с индексом массы тела 37,8 кг/м2;
- группа из восьми пациентов с рукавной резекцией желудка с индексом массы тела 35,3 кг/м2;
- группа из восьми пациентов, получавших медикаментозную терапию (индекс массы тела 39,1 кг/м2);
- контрольная группа из восьми здоровых добровольцев с индексом массы тела 21,7 кг/м2.
Результаты наблюдения за участниками исследования показали, что за два месяца после хирургического лечения или начала медикаментозной терапии сравнимые потери веса были зафиксированы во всех экспериментальных группах. Так, в группе с желудочным шунтированием по Ру потеря веса составила 17,7%, в группе с рукавной гастрэктомией — 14,9%, в группе медикаментозной терапии — 16,6%.
При этом авторы работы отметили, что в начале исследования группы с ожирением не имели никаких различий в областях под кривой пептида YY, голода, или насыщения. Однако данная ситуация изменилась два месяца спустя, когда в двух группах, подвергшихся хирургическому лечению, было выявлено заметное увеличение областей под кривой для уровней пептида YY,в то время как в группе, получавшей медикаментозное лечение, не было отмечено никаких существенных изменений.
В то же время в группе с желудочным шунтированием по Ру прием стандартной испытательной пищи приводил к весьма существенному увеличению пептида YY спустя 30, 60, 90, и 120 минут, в то время как в группе рукавной гастоэктомии увеличение пептида YY отмечалось через 30 и 60 минут после приема пищи. Что же касается группы медикаментозной терапии, то здесь наблюдалась обратная картина — уровни пептида YY упали значительно на 30 и 180 минутах после приема испытательной пищи.
В группе пациентов с желудочным шунтированием также было отмечено существенное уменьшение области голода под кривой, тогда как области насыщения под кривой увеличились значительно в обеих группах, получивших в свое время хирургическое лечение. В группе медикаментозной терапии голод и насыщение оставались неизменными. Авторы работы сообщают, что пептид YY и области насыщения под кривой значительно коррелировались.
По словам руководителя исследования, полученные результаты «… подтверждают роль пептида YY и кишечника в контроле аппетита, и помогают понять различный успех хирургического и медикаментозного лечения ожирения… Знание кишечных гормонов, которые регулируют аппетит, глюкозу и метаболизм кости очень важен для развития новых стратегий в борьбе против многих заболеваний, таких как ожирение, диабет, и остеопороз».
В заключение остается добавить, что подробный отчет об исследовании чилийских экспертов опубликован в он-лайновом выпуске «Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism».