Результаты пятилетнего продольного исследования, проведенного группой испанских специалистов из Instituto Aragonеs de Ciencias de la Salud (Zaragoza), позволяют утверждать о том, что не тяжелая, но постоянная и не леченная депрессия может в значительной степени повышать риск развития сахарного диабета у пациентов в возрасте 55 лет и старше. Как утверждают авторы работы, клинически значимая депрессия связана с увеличением риска сахарного диабета на 65%.
Как пишут авторы в своей статье, опубликованной в он-лайновом выпуске «American Journal of Psychiatry» от 1 февраля текущего года, «…ввиду эпидемической природы и диабета и депрессии, мы полагаем, что у наших результатов есть важное клиническое значение, как и для здравоохранения в целом».
В этой связи будет уместно вспомнить о результатах предыдущего исследования, которые показали, что наличие депрессии ассоциировано с 60-процентным повышением риска развития сахарного диабета. «Однако, — пишут испанские эксперты, — большинство этих исследований использовало довольно слабые методы, чтобы зафиксировать депрессию, такие как сообщения самих пациентов или диагнозы врачей общей практики». При этом ученые подчеркивают, что другие исследования, проводимые в данной области, основное внимание уделяли главному депрессивному расстройству, хотя оно, что вполне вероятно, и не является тем типом заболевания, который затрагивает как общую популяцию, так и людей старших возрастных групп.
В ходе исследования, о котором здесь идет речь, доктор Антонио Кампайо (Antonio Campayo) и его коллеги решили изучить ассоциации между клинически значимой депрессией (которая отнюдь не ограничивается главным депрессивным расстройством) и риском развития сахарного диабета. Кроме того, испанские ученые рассмотрели взаимосвязь риска сахарного диабета и не тяжелых форм депрессии, а также впервые выявленной депрессии, персистирующей депрессии, и нелеченной депрессии.
На первом этапе авторы работы ученые идентифицировали и опросили 4803 случайно выбранных взрослых людей, принявших участие в «Zaragoza Dementia and Depression Project». Далее испанские специалисты исключили пациентов с деменцией и диабетом, после чего количество участников снизилось до 3521 человека старше 55 лет. У 379 человек из этого числа была диагностирована депрессия (80,5% женщин; средний возраст — 3,6 года), тогда как остальные 3142 человека депрессией не страдали (женщины — 51,9%; средний возраст — 71,8 лет).
Что же касается распространенности сахарного диабета среди участников исследования, то данный показатель оценивался путем анкетирования пациентов по факторам риска в начале исследования, а также по прошествии 2,5 и 5 лет.
Как сообщает на своих страницах интернет-портал medlinks.ru, результаты анализа собранной информации показали, что «…риск развития сахарного диабета был выше среди пациентов с депрессией, в сравнении с субъектами без депрессии, и ассоциация оставалась существенной после учета потенциально смешивающих факторов, включая факторы риска диабета».
Так, частота диабета для пациентов в с депрессией составила 19,70 случаев на каждую тысячу человек/лет и 12,36 случаев на каждую тысячу человек/лет для недепрессивных участников исследования..
Несмотря на то обстоятельство, что у пациентов из подгрупп с не тяжелой, постоянной, и не леченной депрессией наблюдалось значительное увеличение риска развития сахарного диабета (по сравнению с пациентами без депрессии, при отношении рисков 1,66, 2,09, и 1,83, соответственно), лечение антидепрессантами у них не проводилось.
После того, как испанские исследователи провели сравнительный анализ данных, полученных от депрессивных и недепрессивных пациентов, основанный на стандартизированных отношениях рисков «популяционный аттрибутативный процентный риск для диабета» составил не менее 6,87%. Формулируя другими словами, «…предполагаемая норма сахарного диабета, относящаяся к депрессии, составляла 6,87 %».
Комментируя полученные результаты, авторы отметили, что проведенная ими работа еще раз подтвердила справедливость предыдущих сообщений об ассоциации между депрессией и сахарным диабетом. «Однако, — заключают специалисты, — необходимо изучить, понижает ли лечение депрессии повышенный риск диабета».