Полное несоответствие продукции Горьковского автозавода техническому заданию тендера на поставку автомобилей скорой помощи в 2009 году лишило отечественного автомобилестроителя права участия в указанном конкурсе. В этой связи руководство автомобильного завода направило жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и письмо в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в котором утверждается, что технические требования тендера были специально составлены под автомобили другого участника конкурса – компании «Соллерс», производящей автомобили «скорой помощи» на базе «Фиат-Дукато». В свою очередь, Минздравсоцразвития опубликовало комментарий на своем сайте, в котором утверждается, что конкурс проводился без ограничения конкуренции, что также подтверждено имеющимся заключением ФАС.
В официальном комментарии Минздравсоцразвития отмечается, что спецавтомобили «ГАЗель» являются базовыми для станций скорой медицинской помощи и клинических медучреждений всей страны. Именно по этой причине два года назад при производстве централизованной закупки 12000 автомобилей в рамках национального проекта «Здоровье» предпочтение было отдано указанному типу машин.
Что же касается текущего года, то на этот раз, как отмечается в сообщении Минздравсоцразвития, перед ним была поставлена задача оснастить автомобилями профильные медицинские учреждения, которые специализируются на оказании помощи наиболее сложным категориям больных.
Интернет-ресурс medportal.ru приводит на своих страницах следующую цитату из сообщения минстерства: «Потребности, под которые идет закупка достаточно ограниченные — это всего чуть больше 1000 автомобилей, но качественно задача значительно сложнее. Речь идет о перевозке людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалидов, лиц, пострадавших в ходе различных крупных аварий и катастроф, новорожденных, в том числе недоношенных, детей и критических больных, состояние которых требует проведения реанимационных мер силами специализированной медбригады, а также мониторинга состояния на догоспитальном этапе. Транспортировка этих пациентов требует соблюдения повышенных требований с точки зрения функционала, комфорта и безопасности автомобилей. У таких автомобилей должны быть определенные габариты салона (определяющие рабочее пространство для врачей), должны быть системы активной и пассивной безопасности, определенная настройка подвески, параметры работы двигателя. В то же время с учетом интенсивной эксплуатации, эти машины должны быть очень экономичны и обладать большим ресурсом с точки зрения межсервисного пробега».
Представители Минздравсоцразвития полагают, что продукция, предложенная ГАЗ, никак не соответствует предъявляемым требованиям, так как автомобили завода оснащены бензиновыми двигателями, а не дизельными (как это указано в заявке); они являются заднеприводными, но не переднеприводными, в них отсутствуют подушки безопасности, а также имеется слишком низкая крыша. Также эксперты отмечают, что предприятие самостоятельно вносило изменения в требования заказчика, предлагало американские и китайские товары под видом российской продукции и, кроме того, приводило недостоверную информацию по разрешению применения представленных изделий в медицинской практике. Именно все вышеперечисленные моменты и привели к тому, что в конечном итоге заказчик отдал предпочтение спецавтомобилям «Соллерс».
Как стало известно из разных источников, невозможность участия в тендере на поставку автомобилей «скорой помощи» лишит ГАЗа от 1,2 до 2 миллиардов рублей из 5 миллиардов рублей госзаказа, запланированного на текущий год.