Масштабное исследование, посвященное ранней диагностике рака легких, было проведено на деньги производителей сигарет, пишет New York Times. По сведениям издания, ведущий автор работы, сотрудник Медицинского колледжа Вейла Корнелла Клаудия Хеншке (Claudia Henschke) получила крупный грант от Vector, материнской компании производителя сигарет Liggett Group.
В общей сложности в течение 2000-2003 гг. группа Хеншке получила от Vector четыре пожертвования на общую сумму 3,6 миллиона долларов. Эти деньги перечислялись на счета благотворительного фонда по изучению рака легких, который и указывался в качестве спонсора в публикациях.
Ведущие американские онкологи выразили негодование в связи с открывшимся фактом сотрудничества ученых с Liggett. «Используя грязные деньги, вы должны предупреждать об этом общественность», — заявил по этому поводу представитель Американского общества по исследованию рака Отис Броули (Otis Brawly)
Работа Хеншке была опубликована в New England Journal of Medicine в 2006 году. Данные исследования показывали, что массовое проведение компьютерных томографий среди курильщиков может сократить смертность от рака легких на 80%. Выводы ученых произвели большое впечатление на медицинское сообщество: инициативу профилактических обследований курильшиков на рак легких поддержал ряд благотворительных фондов и общественных организаций.
Сейчас редакция New England Journal of Medicine заявляет, что не получала информации о связанном со спонсорством конфликте интересов. В интервью New York Times главный редактор журнала Джеффри Дрэйзен подчеркнул, что никогда не дал бы согласия на публикацию работ, поддерживаемых производителями табачных изделий.
В свою очередь, Хеншке и ее коллеги не считают себя виновными в нарушении медицинской этики. По их словам, они не собирались скрывать факты получения денег от Vector и Ligget, а сами эти компании сообщали о финансировании научных исследований в своих пресс-релизах.