В Средней Азии до настоящего времени народные лекари – табибы при оказании помощи пострадавшим с переломами костей конечностей, либо с подозрением на таковые широко применяют так называемый «шакшак» — издревле практикующийся метод обездвиживания травмированных сегментов конечностей путём обкладывания их деревянными палочками с последующим их тугим прибинтовыванием.
Такая методика, которая, как указывалось, в силу неточности диагностики может применяться не только при переломах костей, но и ушибах, приводит к длительному по времени сдавливанию мыши, нервных стволов и кровеносных сосудов конечности с резким обескpoвливaниeм ее периферических отделов. В конечном итоге это приводит к рубцовому перерождению мягких тканей, развитию уродства с полной потерей функциональных возможностей руки или ноги.
Особенно наглядны вредные последствия такшак на верхних конечностях, когда кисть больного, а чаще это дети, напоминает собой птичью лапу с растопыренными и неподвижными пальцами. Самое страшное состоит в том, что эти тяжелые осложнения носят необратимый характер и описанный порок остается с больным на всю его жизнь.
Мы не будем вдаваться в детали метода шакшак, а снова обратимся к наставлениям Ибн Сины костоправам, который, в частности, указывал на то, что лубок (обездвиживающее средство — М, Р.) не должен отягчать, сжимать и сильно давить на ткани, и что пока прогрессирует отек тканей, следует воздерживаться от тугих повязок, так как «повязки не должны препятствовать прохождению питательных веществ».
Таким образом, шакшак противоречит не только канонам современной медицины, но и положениям великих медиков древности. Мы об этом вынуждены говорить, потому что нередко приходится встречать в нашей клинике больных с тяжелыми последствиями шакшак.
Если подвести итог этому разделу, то внимательный читатель может убедится в том, что большая часть положений Гиппократа, Цельса, Авиценны ни в коей мере не вступают в противоречие с современной медициной и речь, видимо, может идти только о различиях и в уровне знаний, а также техническом оснащении проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
Таким образом, на основании сказанного можно выделить три категории лекарской практики:
- культовая медицина (знахарство, шаманство и пр.);
- эмпирическая медицина — народная медицина, основанная на практическом опыте и наблюдениях предшествующих поколений;
- научная медицина — современная медицина, опирающаяся на четкие анатомические и биологические ориентиры человеческого организма.
«Непрофессиональная травматология»,
М.М.Рожинский, А.М.Мухамедзиев