Давайте в качестве примера возьмем нашу кроткую речь «Летим на Марс».
Вот что можно сделать с тем же самым планом.
Мы определенно должны лететь на Марс.
Вселенная бесконечна, и это логический шаг в развитии человечества.
Мы сможем больше узнать о Солнечной системе и о нас самих.
Процесс подготовки к такому проекту стимулирует развитие передовых технологий. Эти технологии позволят многократно окупить каждый вложенный доллар при применении их здесь, на Земле.
Цель и обязательства, которые берет на себя наша страна и все международное сообщество, воодушевит народы и благотворно скажется на развитии всей нашей цивилизации.
Что должны говорить карточки-подсказки? Например:
-
Должны лететь
-
Следующий логический шаг
-
Узнать о Солнечной системе
-
Новые технологии
-
Благотворно скажется на развитии цивилизации
Теперь, как связать их вместе?
Используйте связующие вопросы, ведущие от одной ключевой фразы к другой, чтобы получилось короткое повествование, примерно такое:
Мы должны лететь на Марс. Почему? Потому что это следующий логический шаг. К чему? Это поможет нам узнать. К чему это приведет? Это позволит нам создать новые технологии. И что это даст? Благотворно скажется на развитии цивилизации.
Это подсказки для 20-минутной речи, лопнуть нам на месте.
Конечно, вы можете взять с собой свои карточки-подсказки, когда вы будете произносить речь, чтобы дать себе ощущение безопасности, которого можно добиться, только одевая одновременно и пояс, и подтяжки. Но если вы немного попрактикуетесь и если вы знаете свой материал, вас не затруднит произнести речь любой длины, какой только вас могут попросить, без перерыва на обед.
И вы обнаружите, что вы можете дополнять, если это потребуется, текст своего доклада, отклониться в сторону, затронув близкие проблемы, о которых вы не собирались говорить, ответить на вопросы аудитории (даже неожиданные) и остановиться, чтобы более подробно разъяснить то, что слушатели не поняли. И при этом, когда это будет нужно, вы сможете вернуться обратно к своему материалу.
Кстати…
Если это возможно, предварительно зайдите в зал, где вы будете выступать, возьмите с собой свои заметки и встаньте за кафедрой (без аудитории). Посмотрите вокруг и создайте ассоциации между каждым основным пунктом речи и предметами в зале — входной дверью, колонной или пилястром, люстрой. Когда вы впоследствии будете выступать в этом зале с речью, каждый из таких объектов-подсказок напомнит вам о ключевых словах в ваших тезисах, и вы сможете произнести речь, ни разу не заглянув в свои карточки-подсказки.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»