«Все это можно использовать только для списков конкретных вещей»
Это не совсем верно. В одном из наших упражнений в предыдущей главе во второй список слов мы включили песню «Возьмемся за руки, друзья». Помните людей вокруг огромного зуба? Какой там был номер? Помните?
9 = 6 или п = зуб. Песня шла под номером 9, правильно.
Существует множество мнемонических приемов и их разновидностей. Для различных целей нужны разные приемы. Некоторые приемы также лучше подходят определенным людям, чем другие. Одним людям легче создавать зрительные образы, другие лучше справляются с математическими и вербальными приемами.
«А как же абстрактные понятия?»
Один из ведущих ученых специалистов по памяти, доктор Кеннет Хигби, приложил много усилий для решения этой проблемы и достиг отличных результатов. Наш коллега Гарри Лорейн сделал то же самое. Лорейн любит поговорить о «визуализируемых эквивалентах (моделях)». Что же имеют в виду Хигби и Лорейн (и другие)? Чтобы освоить их метод, нужно немного воображения, находчивость и некоторые усилия, но это, конечно, можно сделать, Давайте возьмем какой-нибудь пример. Предположим, мы готовимся стать актерами и хотим запомнить список чувств. Давайте придумаем несколько. Хотя бы такие:
-
Доброта
-
Любовь
-
Несправедливость
-
Злоба
-
Печаль
-
Утешение
Давайте испытаем нашего старого знакомого, цифровой алфавит, и посмотрим, что он нам может дать.
1 = аист. Мы видим летящего аиста. Но что такое? Внизу кто-то плачет. Это совсем маленький ребенок, которого оставили дома одного. Он голоден, и ему страшно. Аист снижается и подлетает к ребенку. Он весело щелкает клювом, чтобы развеселить ребенка, и дает ему бутылочку молока (= Доброта).
2 = сани. Достаточно глупая ассоциация. Представьте сани, украшенные красными сердечками и валентинками (= Любовь).
3 = изюм. Преступник потихоньку, так чтобы никто не заметил, сыпет изюм на одну из чашек на весах Фемиды, чтобы повлиять на принятие решения (= Несправедливость).
4 = сыр. Два встрепанных мальчика с красными лицами злобно кричат и швыряют друг в друга головки сыра (= Злоба).
5 = осел. Несчастный грустный ослик стоит во дворе дома и смотрит на пустую миску, куда его хозяйка обычно клала еду. А миска совсем пустая. И на доме висит огромный замок (= Печаль).
6 = сажа. Белая нарядная блузка, а на ней огромное черное пятно. Что же делать? Откуда оно появилось? Уф, это, оказывается, сажа, и пятно можно легко отстирать (= Утешение).
Здесь существует опасность вспомнить неверное слово с помощью верного образа. Вместо «доброты» можно по ошибке вспомнить «отзывчивость».
«Гнев» может стать «яростью» или «насилием». Эта система по отношению к абстрактным понятиям работает не так хорошо, как по отношению к физическим предметам, но и ее можно заставить работать достаточно эффективно.
Кстати…
Мы еще раз повторяем. Прием, который у вас лучше получается, вы и должны использовать! Единственного правильного способа не существует!
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»