Каждый отличный студент
Может быть, вы догадались из названия, о чем пойдет речь в этой главе, но все же мы просим вас набраться терпения, пока мы будем говорить о других вещах. С другой стороны, если фраза «каждый отличный студент» ничего вам не говорит, потерпите. Мы скоро все вам объясним. Но сначала, как, бывало, говорили во времена золотого века радио, несколько слов от наших спонсоров.
Вы, конечно, заметили, что первая половина этой книги была насыщена теоретической информацией о памяти, о том, как она устроена и как работает. Просматривая литературу на эту тему, мы обнаружили поразительное многообразие подходов к этому предмету. Некоторые авторы рассматривают память как электрохимический процесс, который происходит в мозгу.
Как писал научный обозреватель Джордж Джонсон:
«В палитре специалистов по анатомии нервной системы есть краситель для фермента холинэстеразы, которая всегда присутствует в холинэргических нейронах; нейрон употребляет этот фермент для разложения избыточных количеств нейромедиатора. Гэри Линч считает, что, если использовать этот краситель, вновь возникающие нейронные связи будут видны под микроскопом в виде темных полос».
Лауреат многих премий, Джордж Джонсон, рассказывая о Гэри Линче, мог
позволить себе при описании исследований Линча о функционировании памяти использовать такие специальные термины. Джонсон написал несколько блестящих книг. Но если понимание работы памяти на этом уровне жизненно необходимо медицинской науке, оно почти ничего не дает обычному человеку, стремящемуся улучшить свою память.
Нейрофизиологи и психологи, такие, как русский ученый Александр Романович Лурия, рассматривают память в контексте анатомии мозга:
«Человек действует правой рукой, она играет ведущую роль в его жизни. Однако управляет этой рукой и речью, одной из наиболее сложных форм человеческой деятельности, противоположное, левое полушарие… Поэтому можно ли удивляться, что повреждение «третичных» участков коры левого полушария приводит к более серьезным последствиям, чем те, которые мы только что описали? Человек с такими повреждениями обнаруживает, что его внутренний мир фрагментирован, он не может найти слово, которое ему нужно, чтобы выразить свою мысль; он находит, что сложные грамматические связи невероятно трудны; он забывает, как развивать или использовать любые из тех навыков, которые он приобрел в школе. Какими бы знаниями он ни обладал ранее, они распались на разрозненные, не связанные фрагменты информации. Внешне может казаться, что его жизнь осталась прежней, но она радикально изменилась; из-за поражения маленькой части мозга его мир превратился в бесконечный ряд лабиринтов».
Лурия начал свою деятельность как классический психиатр, однако вскоре ему стало очевидно, что традиционно принятое в психиатрии объяснение деятельности мозга жизненным опытом явно недостаточно. Вместо этого он предположил, что на мозг сильное воздействие оказывают нарушения химического баланса и различные физические факторы. Он считал, что деятельность мозга может быть объяснена с позиций физиологии и что в мозгу могут быть выявлены определенные участки, отвечающие за те или иные личностные особенности.
Некоторые ученые используют аналогии с компьютером, уподобляя (как метафора) органы чувств устройствам ввода, работающую память — оперативному запоминающему устройству, долговременную память — жесткому диску и т. д. Они сравнивают память с каталогами, подкаталогами и файлам. Припоминание уподобляется системе поиска слов.
Другие предпочитают более старомодное сравнение с библиотекой. Память человека похожа на большое хранилище информации. В ней есть комнаты; внутри этих комнат — секции; внутри секций — полки; на полках — книги; а в книгах — страницы. Вы можете суживать свой поиск, пока не дойдете до описания того факта, который вы искали.
Все эти подходы исторически рассматривались как разумные и даже научные. Но есть и иной подход к памяти, который труднее пробивал себе путь к признанию. Этот подход связан с изучением того, что помогает работе памяти и попадает под общее обозначение «мнемоника».
Ваш словарь
Картирование мозга — обнаружение с помощью непосредственной стимуляции электродами, магнитной резонансной томографии (МРТ) и других тонких методов тех участков мозга, которые отвечают за регуляцию тех или иных психических функций и памяти.
Мы уже показали вам некоторые мнемонические приемы. Если вы читали эту книгу как активный участник, а не как пассивный наблюдатель, вы, вероятно, уже запомнили некоторые из них. Пользуйтесь ими и применяйте их в своей повседневной жизни. Вы станете так хорошо все запоминать, что удивите себя даже гораздо больше, чем своих друзей. Подходы мнемоники к памяти …
Уже в течение долгого времени менталисты и фокусники — иногда одетые в элегантный или официальный костюм, иногда — в одежду брахманов или какой-нибудь другой экзотический костюм — представали перед изумленной публикой, демонстрируя блестящее искусство памяти. Знаменитый пациент доктора Лурия Шерешевский неплохо зарабатывал, выступая на сцене. Но если эта деятельность привлекла к мнемонике внимание публики, она …
Преподаватели, психологи и многие другие возражают против обучения мнемонике и ее использования. Некоторые из этих возражений вполне обоснованны. Другие, хотя и делаются из добрых побуждений и кажутся похожими на правду, на деле имеют под собой мало оснований. Давайте посмотрим на эти возражения. «Учить приходится не меньше, а больше» Без сомнения, для того чтобы мнемонические приемы …
Это абсолютно верно. Предположим, вы хотите запомнить названия пяти Великих озер. Вы можете выучить их, используя комбинации ассоциаций, и просто вызубрить как Ричард, глупый Братец Память, делал это много лет тому назад: Озеро Мичиган, да, я как-то загорал на берегу этого озера со своей любимой девушкой, которая живет в Эванстоне в штате Иллинойс. Озеро Гурон, …
С этим мы легко справимся. Подумайте вот о чем. Мы все знаем, что в году 12 месяцев. (Откуда мы знаем это?) Готовы поспорить, что вы не помните, как вы запомнили этот факт. Это что-то, что вы узнали, когда были еще совсем маленькими. Но есть проклятые исключения, они нас везде найдут. Как вы можете запомнить, какие …
Это не совсем верно. В одном из наших упражнений в предыдущей главе во второй список слов мы включили песню «Возьмемся за руки, друзья». Помните людей вокруг огромного зуба? Какой там был номер? Помните?9 = 6 или п = зуб. Песня шла под номером 9, правильно. Существует множество мнемонических приемов и их разновидностей. Для различных целей …
Вот мы и дошли до «Каждого отличного студента». Все, кто когда-нибудь изучал биологию или интересовался историей развития Земли, знают, как трудно запомнить периоды геохронологической шкалы, особенно относящиеся к палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрам. Попробуем перечислить их. В палеозое выделяют следующие периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский; в мезозое — триасовый, юрский и меловой; …
У каждой радуги цвета одни и те же, они получаются, когда белый свет солнца преломляется в дождевых каплях и получаются такие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Вы можете запомнить их с помощью следующего предложения: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Или, если вам больше нравится, с помощью такой фразы: Как …
От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных атмосфера разделяется на стратосферу, мезосферу, ионосферу и самый внешний слой — экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, просто скажите себе: Только Старые Медведи Играют Этюды Солнечная система Вот какие планеты входят в нашу Солнечную систему (начиная от Солнца): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и …
Зоологи любят все приводить в порядок, и порядок этот особенный. Во-первых, все живые существа разделяются на два надцарства: Прокариоты (доядерные организмы) и Эукариоты (ядерные организмы). Надцарства делятся на царства. Так, надцарство Эукариот делится на следующие царства: Животные, Грибы и Растения. Животные, которые интересуют зоологов, дальше подразделяются на классы, отряды, семейства, роды и виды. Человек, например, …