Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

«Я сделал шаг, а потом я сделал еще один»

Помните ту схему, которую мы рассматривали, когда выделяли уровни памяти? Сначала происходит ввод сенсорной информации, которая попадает в мгновенную память. Там она сохраняется очень недолго. Через нее идет постоянный поток информации; каждый шаг, который вы делаете, каждый предмет, который вы видите, любая промелькнувшая мысль или эмоция. Каждое новое впечатление замещает то, которое было до него, и, в свою очередь, вытесняется следующим за ним.

Из этого «промежуточного хранилища» образ или мысль переходит в кратковременную, или рабочую, память. Он остается там, пока вы концентрируете на нем свое внимание, обычно самое большее до 5 — 10 секунд. (Различные исследователи по-разному определяют длительность этого периода.)

Наконец, образ передается в долговременную память. Там он может сохраняться очень длительное время, даже в течение всей вашей жизни, при этом он может быть вызван в рабочую память и активное сознание.
Благодаря нескольким уровням памяти важная информация может фильтроваться или редактироваться. Давайте посмотрим, зачем это нужно. Когда вы просыпаетесь утром, вы, вероятно, выполняете некоторую последовательность действий, примерно такую:

  1. Садитесь.
  2. Зеваете.
  3. Потягиваетесь.
  4. Садитесь на край кровати.
  5. Засовываете ноги в тапочки.
  6. Встаете.
  7. Делаете шаг.
  8. Делаете еще один шаг.
  9. И еще один шаг.
  10. Протягиваете руку к ручке двери ванной.
  11. Поворачиваете ручку.
  12. Открываете дверь ванной.
  13. Делаете еще один шаг…

…И так далее, бесконечное число утомительных деталей. За одним привычным действием следует другое, за ним следующее.
Вам что, действительно хочется помнить обо всем этом?

Вы что, действительно хотите помнить каждый свой вдох, каждый глоток апельсинового сока, каждый съеденный кусочек тоста, каждое слово, которое вы прочли в утренней газете?

Ну и мы тоже не хотим. К счастью, ваш мозг разработал очень хорошую систему оценки вводимой сенсорной информация для принятия решений о том, какая часть этой информации должна быть передана в более глубокие и более долговременные слои памяти. Большая часть сенсорной информации даже не попадает из мгновенной памяти в кратковременную, а еще меньшее количество информации передается из кратковременной в долговременную память.

По крайней мере, так кажется. Но некоторые психологи утверждают, что в каких-то участках вашего мозга запоминается и сохраняется вся поступающая к нам информация. Опыты, проведенные на пациентах, которым проводили операцию на мозге, дают лишь ограниченное подтверждение этой теории. Однако они наводят на мысль, что ваш мозг хранит гораздо больше информации, чем та, которая доступна вам в нормальных условиях. Эта точка зрения вновь подводит нас к «библиотечной» модели памяти. Что если на чердаке хранятся книги с интересной информацией, но в обычных условиях вы не можете попасть туда, чтобы их прочесть?

Хирурги применяли электрическую стимуляцию определенных участков мозга пациента. Это безболезненная процедура. Мозг сам как таковой ничего не чувствует. Пациенты после проведенных опытов ни разу не сообщили ничего похожего на: «Я почувствовал, как вы касаетесь моего мозга, доктор Преториус».

Напротив, они говорили: «Я вспомнила свой день рождения, когда мне исполнилось шесть лет, но это не было просто воспоминанием; я действительно присутствовала там. На голове у меня был бант, и я была одета в свое новое зеленое платье и лакированные туфельки. Я ела пирожные, мы играли в разные игры, и было много подарков. Там были мои мама и папа, и они выглядели такими молодыми, И все мои друзья были там. Я знаю, что это был за день. Мы пели песни. Прибежала моя собачка и утащила кусок пирога, и все смеялись. Это было не просто воспоминание. Я была там, все это происходило, и все это было абсолютно реальным».

Конечно, воспоминание было «абсолютно реальным» для пациента, но вызвало ли прикосновение хирурга к мозгу пациентке воспоминание о действительно случившемся в жизни пациентки событии? Или это была наведенная память? Увы, пока такой вопрос все еще остается нерешенным. Будем следить за новостями, публикуемыми в научных журналах. Непонятно и другое. Какова мощность человеческого мозга? Если принять во внимание число нейронов и количество возможных связей между ними, его возможности должны быть просто поразительными. Вспомните, что Рей Курцвейл подсчитал, что в мозгу 100 миллиардов нейронов и 100 триллионов связей между ними.

Давайте предположим, что каждая из этих связей представляет одну единицу памяти. Мы еще точно не знаем, что содержится в этой единице. Эквивалентна ли она одному биту (бинарной единице) памяти компьютера? Или байту (числу или букве), или целому образу, или событию?
Мы не знаем этого — пока не знаем.

Если нейронные связи действительно представляют 100 триллионов единиц памяти, сколько это информации? Чтобы хотя бы приблизительно представить это количество, посмотрите на число 100 триллионов, записанное нашими обычными цифрами:
100000000000000.

Похоже, что емкость памяти не составляет проблемы. Зачем тогда у вас существует система фильтрации воспоминаний? Когда вы только родились, у вас, вероятно, их еще не было. Все производило на вас впечатление. И, кроме того, если ваше младенчество и внесло вклад в вашу долговременную память, вы не знаете, как восстановить эти воспоминания. Никто не знает.

Когда вы стали старше, и ваши способности развились, вы научились концентрировать свое внимание. Если вы когда-нибудь наблюдали за маленьким ребенком, который учится ходить, вы замечали, как он поглощен самим процессом хождения. Это замечательное свойство. Хождение на двух ногах очень отличается от хождения на четырех. Многие из наших четвероногих друзей сразу же после рождения могут встать и сделать хотя бы несколько неуверенных шагов.

После того как вы освоите искусство ходьбы на двух ногах, вы можете доверить эту функцию той части мозга, которая не связана с сознательными действиями. Несмотря на старое высказывание, что нельзя идти и жевать одновременно, большинство людей могут делать две вещи одновременно, и довольно хорошо, будь то в случае, когда вы идете и едите мороженое или гуляете, беседуя с друзьями.

Вы не помните, как вы научились ходить (или скорее всего не помните, если только вы не выдающийся человек), но вы, наверно, запомнили, как вы научились ездить на велосипеде. Помните, как вначале вам приходилось сосредоточиваться на том, чтобы сохранять равновесие, крутить педали и справляться с рулем? Если кто-то заговаривал с вами, то вы скорее всего врезались в стену.

Однако, когда вы освоили искусство езды на велосипеде, это умение, как умение ходить, стало автоматическим. Что произошло при этом?

Запомните это!

Любой научный опыт на человеке — особенно опыты на мозге! — представляет серьезную этическую и юридическую проблему. Во всех описанных здесь случаях операция на мозге была необходима по медицинским показаниям. Но даже в этих случаях хирургу для проведения любого эксперимента было необходимо подробно информировать пациента и получить его согласие.

Интересные факты

Фактически вы можете делать гораздо больше двух вещей одновременно. Когда вы идете по улице, болтая с друзьями, и едите мороженое, вы также смотрите на других прохожих, обращаете внимание на светофоры, замедляете шаг на перекрестках, рассматриваете витрины, переживаете из-за того, что новый поклонник вашей дочери такой неприятный, думаете о том, что приготовить на ужин. Еще вы делаете вдохи и выдохи, ваше сердце бьется, ваша пищеварительная система выполняет свои обычные обязанности, и мириады других процессов происходят в вашем теле, регуляция которых происходит автоматически (или «автономно»). Ваш мозг взял на себя эту работу, и вы даже не должны вспоминать о ней.

Освежите свою память

«Моя память уже не та, что была, когда я пришел сюда»
—  Билл Клинтон, 1998 «Подходящая память для политика — это такая, которая знает, что надо запомнить, а что забыть»
— Джон, виконт Морли, 1917

Освежите свою память

«Прошлое — это не что-то непреложное и неизменное. В каждой эпохе есть свои Греция и Рим, свое собственное Средневековье». — Олдос Хаксли

Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»

Далее по теме: