Кто обладает «программной» памятью?
Сразу напрашивается общий вывод, что растения обладают «аппаратной», а животные — «программной» памятью, но в действительности все гораздо сложнее. Каждое существо, несущее закодированную в ДНК информацию, обладает аппаратной памятью. Мы не отдаем себе в этом отчета, мы не можем сознательно вызвать ее, но она тем не менее существует.
Что же можно сказать о программной памяти? Или интеллекте? Давайте попробуем более детально определить, что мы имеем в виду под этими понятиями. Как соотносятся память, сознание, обучение, интеллект и разум?
Возьмем, к примеру, паука, плетущего свою паутину на дереве во дворе. Голодный паук сидит в центре своей паутины, поджидая, когда какая-нибудь ничего не подозревающая жертва запутается в клейких нитях его паутины. Если в паутину попала нежная мушка или ночная бабочка, паук стремительно подбегает к ней и либо обездвиживает ее укусом своих ядовитых челюстей, либо опутывает ее паутиной так, что она не может убежать, и так обеспечивает себе прекрасный свежий обед. Но если в паутину попадает жук, обладающий твердыми и жесткими покровами, паук просто игнорирует его, предоставляя ему возможность убежать (если сможет) или умереть в паутине собственной смертью. Вопрос: обладает ли паук интеллектом? Казалось бы, да.
— Теперь давайте рассмотрим факты. Паук получает информацию. (Что-то село на паутину, и он с помощью своих органов чувств способен отличить, скажем, ночную бабочку от жука по их воздействию на паутину.) Он систематизирует и оценивает информацию. (Это жук? Если да, то даже беспокоиться не стоит. Ночная бабочка? Вкуснотища!)
Но паук не может обучаться (по крайней мере, насколько это сейчас известно). Конечно, у него есть память. Он помнит, как ткать очень сложную паутину, как ловить добычу и сохранять ее, каких насекомых стоит ловить, какие бесполезны, а каких следует избегать.
Но обладает ли он сознанием? Есть ли у паука разум? Вероятно, нет. Ясно, по-видимому, что все его «воспоминания» жестко фиксированы и неизменны, т. е. относятся к аппаратной памяти. Преимущество программной памяти, в отличие от аппаратной, состоит в том, что она дает вам возможность обучаться на опыте. Все млекопитающие от мыши до кита могут обучаться. Золотые рыбки могут
обучаться — их можно научить активно избегать травмирующих ситуаций. А пауки не могут. Их реакции, по-видимому, полностью инстинктивны, т. е. заданы изначально.
Ваш словарь
Сознание — понятие или осознание личностной идентичности, особенно системы установок, убеждений и восприятий, присущих или считающихся характерными для индивидуума или группы.
Интеллект — способность получать, систематизировать и оценивать информацию и принимать на основе этой информации значимые решения.
Лев Андрокла, гуси Конрада Лоренца и ваша собака
Многие поколения школьников выросли на баснях Эзопа и помнят басню об Андрокле и льве. В этой басне молодой человек встречает льва, которому в лапу попала колючка. Человек удаляет эту колючку, избавляя льва от боли. Через какое-то время вышедший на охоту лев сталкивается с тем же человеком. Вместо того чтобы убить его и съесть, он сохраняет молодому человеку жизнь в благодарность за доброту, проявленную им в прошлом.
Великий натуралист Конрад Лоренц, изучая в течение многих лет поведение животных, заметил, что многие животные, в том числе некоторые виды уток и гусей, образуют постоянные пары. Когда один из партнеров умирает, оставшийся в живых выглядит озадаченным и опечаленным и неделями бродит по округе, разыскивая своего умершего партнера.
А что касается вашей собаки, то про нее вы сами можете рассказать множество историй. Конечно, ваша собака узнает вас, помнит людей, с которыми она встречалась, места, где вы с ней бывали, и запоминает слова, которые вы ей говорите.
Замечание Ричарда:
Мой сын Том учил нашу собаку Рамону «покупать» еду. Собака должна была приносить игрушки, а в обмен на них она получала галеты и другие лакомства. Когда Том держит в руках лакомство и говорит: «Района, принеси мне игрушку», она приносит ему игрушку, даже если для этого приходится бежать наверх, на второй этаж, и приносить игрушку из комнаты, где она обычно спит. У нее есть несколько игрушек, в том числе резиновый мячик, розовый пищащий дикобраз и пластиковая косточка, и она приносит любую игрушку, которую она найдет первой, чтобы «заплатить» за лакомство.
Ясно, что она понимает, что означает «купить» и «игрушка». Она помнит, что она может получить угощение в обмен на игрушку. Если даже она и не помнит, где находится каждая из ее игрушек, она знает, в какой комнате скорее всего найдет их. Интересно, что, когда Том просил ее принести игрушку, она никогда не приносила другие предметы, например ботинок или газету.
Обладает ли Района интеллектом? Демонстрирует ли она способность собирать информацию, систематизировать и оценивать ее для принятия основанного на ней решения? Я думаю, да. И, в отличие от паука, который генетически запрограммирован реагировать на свежую добычу в своей паутине, Района ясно проявляет способность к обучению и запоминанию того, что означает «Принеси мне игрушку».
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»